О метафорах

Apr 10, 2008 02:48

Давно сидит эта тема в кончиках пальцев, крутится в голове.
В том числе как ответ одной близкой девочке, которая высказывала распространенное, но огорчавшее меня в ее устах мнение о психологии как о своде бесполезных общих советов от амбициозных неудачников.
Я не буду вдаваться в сравнительный анализ психотерапевтических школ. Скажу только об одном чуде, которое, на мой взгляд, отличает талантливого психолога. Речь идет о метафорическом мышлении - и способности научить пациента осмыслять и порождать метафоры.

Это поразительно,  насколько метафора может изменить восприятие ситуации - волшебным образом она освобождает волю и  прокладывает новые пути в осмыслении проблемы и даже картины мира в целом.
Дальше я приведу несколько личных историй, связанных не с терапией - а с вполне житейскими разговорами . Там где мне кажется слишком занудным и неэффективным идти по пути объяснений и убеждений, иногда удается найти кратчайший путь самым абсурдным образом. Меня радует, что мои дети охотно подхватывают эту игру. Мне кажется, я унаследовала это от мамы, которая умела говорить на таком языке. Однажды, в особенно трудную для меня минуту острого семейного кризиса я пожаловалась ей, что чувствую себя ограбленной: словно он залез на семейные счета и тайком их растратил, все ценности промотал. На что она ответила мне, что  это неправильный образ. Представь себе,  сказала она, что он нашел на земле кошелек, полный богатств. И он не смог избежать соблазна- и стал тратить. У тебя хватило бы сил удержаться? Я отчетливо помню, как в эту минуту меня оставила страшная обида, от которой мне так тяжело было жить - и мысли повернулись в иное русло.

Не далее как сегодня Мишка вспомнил старую уже историю о том, как он "оказал медвежью услугу" однокласснику, их школьной парии,  Максиму. Попросту - дал ему что-то списать, попался на этом и был отруган воспитательницей продленки. Слова "медвежья услуга" сильно поразили Мишку - его впечатлительна душа осознала это как серьезный грех. сколько мы ни говорили, поочередно с его папой, что с нашей точки зрения ничего нет в ситуации страшного, он терзался сомнениями, что он должен рассказать об этом их учительнице словесности. Зная ее непредсказуемый характер, я не хотела, чтобы Миша устраивал покаянный канон из-за такой ерунды и как-то постаралась уговорить его не рассказывать об этом по остывшим следам - никто от него этого не ждал и не требовал. Миша удержался, но это стоило ему огромного труда - как он признался, пол-урока он молча глядел на учительницу со слезами, но рассказывать не стал. И вот поди ж ты - вспомнил и опять стал страдать, что он скрыл такой проступок от учительницы.
- Знаешь что, это в конце концов ужасно смешное желание, - сказала я.
- почему?
- мне это напоминает ситуацию, словно ты год назад однажды хотел да забыл поздороваться со снежной бабой, а теперь идешь во двор и говоришь: вот тут - или кажется тут, левее, стояла снежная баба. доброе утро, дорогая баба! Это конечно, очень невежливо - не здороваться со снежной бабой, но снег уже растаял, и даже морковку съели вороны.
Мишка принялся укатываться над этой историей, разыгрывать ее в лицах - ну, пока его вроде попустило.
Накануне же мы с ним долго разговаривали о смерти - он стал думать о ней и очень переживает, что когда-нибудь ему и мне придется уйти в мир иной. он спросил меня, правда ли, что человек живет столько, сколько захочет.
Знаешь, говорю, у нас с тобой есть удивительная возможность - помолиться и попросить Бога, чтобы он продлил наши дни, сохранил нас и защитил. Это потому, говорю, что мы с тобой в Бога верим.
- а разве есть те, кто не верит?
- да, они считают, что раз они его не видели и не слышали, то значит его нет.
- ну, действительно - его же никто не видел.
- ну вот ты например видел когда-нибудь смех?
- нет (хохочет)
- а слышал когда-нибудь радугу?
- нет!!!
- ну вот и Бог - он так же виден, как смех и так же слышен, как радуга. И он так же есть, как смех и радуга.
Мише это показалось довольно исчерпывающим доказательством. И хотя разговор на эту тему не первый и не последний - мне кажется, мы найдем с ним общий язык.
Была еще история с с девятилетним Васей, на которую я сошлюсь - ибо она уже тут была описана как часть наших голландских приключений (тут еще надо учесть, что в те времена Вася был буквально помешан на всем, что связано с автомобилями).
"На следующий день, в пятницу, Вася принес нам "репорт", целый ворох бумажек от разных учителей с отчетом о его успехах. По иронии судьбы, самых восторженные похвалы он снискал у учителя пения и музыки. Кстати, на музыке, по голландской традиции, они все поголовно учатся играть на блокфлейте. Кроме того, мы получили записку от мистера Гиббса, где он высказывал недовольство, что Вася не умеет ходить "in line", а в их школе это важное умение и просил поговорить с ним на эту тему. Кому расскажи - в американской школе выходца из Советской России упрекают за неумение ходить в строю! Это вызвало у меня приступ национальной гордости.

Я поговорила с Васей, пытаясь выяснить, каким-таким навыком он не обладает, чтобы идти в шеренге. Выяснилось, что он стремится встать поближе к началу, а место в конце строя воспринимает как позорное. Он даже всплакнул по этому поводу. Тогда я выдала ход в стиле великого людоведа и психотерапевта Милтона Эриксона. Я предложила Васе считать, что шеренга у них заднеприводная, и поэтому ведущие-то задние колеса. Соответственно и место в конце шеренги самое почетное. Слезы высохли мгновенно. Вася задал мне пару технических вопросов и взял идею на вооружение. Сегодня - только что - он сообщил мне, что ему пришлось пропустить весь класс, чтобы встать в конец и занять свое почетное место заднего моста. Возможно, одной проблемой стало меньше.
"


психология, про эмоции для детей

Previous post Next post
Up