Два лица китайца

Nov 19, 2013 16:11

Оригинал взят у radion_gz_china в Два лица китайца

Чтобы избежать неприятностей, связанных с «потерей лица» в Китае, запомните такие правила:

-Не критикуйте публично (даже при одном постороннем человеке) собеседника, товар, продукцию, способ ведения дел, контракт, вообще ничего.

-

Не отказывайте впрямую. Забудьте даже вежливые формы отказа: «мы не можем пойти на эти условия», «для нас это невозможно». Для китайских партнеров это - оскорбление. Отказываете так, как отказывают китайцы, давая возможность сохранить лицо: «я над этим подумаю» - и молчание. Это, если вы не поняли, была вежливая форма отказа.

- Четко соблюдайте культурные требования и нормы. Заранее их изучите. Не пытайтесь объяснять, что «а у нас принято так». Этим вы демонстрируете собеседнику его малую значимость для вас, а значит - ставите его в условия, когда продолжение общения с вами приведет к «потере лица»

- Не обращайтесь к подчиненным через голову руководителя. Даже если очевидно, что ответ на ваш вопрос может содержаться только у этого человека - узкого специалиста. Он вам, во-первых, все равно не ответит. Потому что таким ответом заставил бы «потерять лицо» своего руководителя. А во-вторых, вышеупомянутый руководитель не будет вам благодарен за покушение на его лицо и необходимость бороться за его сохранение. Задайте свой вопрос ему или попросите разрешения обратиться к его подчиненному с таким вопросом.

- Кстати, именно со старшим по должности человеком надо здороваться и прощаться первым. И еще одна тонкость - не хвалите подчиненных больше, чем начальника. Лучше поблагодарите его за профессионализм его сотрудников, с которыми он вас свел - так вы «даете лицо» этому человеку.

- Не поручайте общение с представителями китайской фирмы своим подчиненным. Даже если вы заболели и не можете приехать - отложите встречу. Иначе будет как в предыдущем примере, только наоборот. Если вы - руководитель фирмы, то на встречу с другим руководителем, китайским, едьте только лично.

- Не отказывайтесь от приглашений на обед или ужин после деловой встречи. Сыты вы или голодны, спешите или нет - если вы откажетесь от приглашения, вы заставите партнера «потерять лицо». То же самое относится к случаю, когда вас приглашают посетить культурный объект. Дело совсем не в том, видели вы это место или нет, устали или бодры. Просто едьте.

- Никогда не перебивайте и не прерывайте говорящего. Даже если он очень многословен. Слушайте и кивайте головой. Вообще, не выказывайте торопливости - в глазах китайцев это значит, что вы относитесь к ним потребительски. Хотите решить с их помощью деловые вопросы, а сами они интереса как люди не представляют. Тогда продолжать общение с вами - значит потерю лица.

- Ни при каких условиях не проявляйте гнева, злости, досады. Вообще ни при каких, как бы тяжко вам ни пришлось. Потому что проявления таких эмоций ведет к потере лица обоими собеседниками. После этого вы уже ничего не добьетесь.

Полная стать о понятии "лица" в Китае и его воплощении в деловых отношениях здесь: http://sinospaces.ru/articles/57

чужие посты

Previous post Next post
Up