«Что нам делать с нашим прошлым?»
Вообще-то, это дикий вопрос, вполне достойный внимания карательной психиатрии.
Хотя в наше время в психушке рискует оказаться как раз тот, кого возмущают подобного рода вопросы.
Прошлое - это прошлое.
С ним ничего нельзя поделать.
Его нужно понимать, причем, как можно более объективно.
Если вопрос «что нам делать
(
Read more... )
В этом есть сомнения. Об этом много и сдокументами писал Пыжиков. Церковь была частью государства, фактически одним из министерств. И законы эти охраняли не веру, а церковь, каковую, что видно из многочисленных официальных документов, приведённых означенным историком, народ по большей части воспринимал чужеродною материей и очень не любил. А потому, как только охранительные законы сии были отменены, в церковь ходить просто перестал. Вы сами же и приводили цифры и цитаты, в том числе из Розанова. И надо сказать, что к вере всё это имело мало отношения. Верующий народ так и не принял новую никоновскую (по виду греческую, а по сути украинскую) Церковь, оставгись верен вере старой. Не все, конечно, пошли в открытый раскол, но в скрытый, судя по всему - почти все (о тонком верхнем слое разговор отдельный).
Reply
Видимо, я должен был более явно обозначить присутствующую в этой фразе иронию.
Reply
Reply
Подобного рода законы действовали во всех традиционных обществах.
Где-то круче, где-то слабее. Достаточно вспомнить законы, действовавшие в довестфальской Европе с ее изощренной системой казней и пыток. А Европа послевестфальская - это Европа уже модернизирующаяся. Впрочем, всевозможные "охоты на ведьм" и позднее были распространены весьма широко, почти как в Средневековье.
Даже и во времена Николая I законодательства европейских стран были крайне жесткими. Кое-где еще в начале XIX века на кострах сжигали. Да и публичные казни устраивали такие, что, мама, не горюй!
А Николай I не мог профессионального палача найти, чтобы пятерых декабристов повесить.
В те времена в любом мало мальски уважающем себя европейском городе имелся штатный палач и, скорее всего, не один.
Для традиционного общества наличие сурового и жесткого законодательства не означает и, тем более, не означало в реальном масштабе времени, что народ был "оккупирован властью".
Это взгляд людей эпохи модерна, которые бессознательно свои представления проецируют на поколения ( ... )
Reply
Reply
Мне кажется, что Вы рассматриваете "очень ограниченную часть традиционных обществ", для нас, я бы сказал, "экзотических".)
Reply
Reply
Я всего лишь о том, что "предметы нашего национального и прочего строительства" в плане репрессивности, пожалуй, круче нас будут. Если, конечно, не принимать в расчет малые народы, жившие родо-племенным строем, но ведь они на государственное строительство и не претендовали.
Хотелось бы думать, что наше нынешнее положение "досадная флуктуация". Очень хотелось бы.
Нам бы для начала немного адекватности в мировосприятии.
Reply
Reply
Reply
фраза очень гармонично продолжала тезис "почти тысячу лет православная церковь была скрепой общества и государства"
эту фразу, также необходимо воспринимать по меньшей мере иронично
Reply
Leave a comment