Начну со свастики, дабы сразу не возмущать умы.
Во время гражданской войны свастика пришла в финскую авиацию. 6 марта 1918 года шведский граф Эрик фон Русен подарил белой армии Маннергейма свой первый самолет со свастикой на борту, и эта эмблема по приказу Маннергейма вошла в символику и нагрудные знаки молодой республики. Таким образом именно с этого события финская авиация ведет историю, 6 марта отмечается как День Военно-воздушных сил Финляндии.
В Германии свастика стала государственным символом после прихода к власти нацистов в 1933 году. © Shkolazhizni.ru
В 1945 году свастика была заменена на нейтральный бело-синий круг.
Музей находится в 10 км. от Ювяскюля. Состоит из огромного ангара, буквально напичканому самолетами, советскими, немецкими, шведскими. Также представлено огромное количество авиационного вооружения и технического оснащения. На улице вас встречает мирно разукрашенный МИГ-17...
Посещение для взрослого - 6 евро, также у нас любезно поинтересовались откуда мы и выдали толмуд с описание музея и эспонатов на русском языке. На входе кабина МИГ-21, часть надписей на русском, часть на финском, и немного английского.
В кабине можно посидеть и понажимать все )))
Самый интересный экспонат это американский палубный истребитель Brewster F2А "Buffalo", единственный сохранившийся экземпляр в мире. Во время Второй мировой, он был сбит нашими где-то в Карелии, его выкопали и бережно хранят. Именно на таких воевали финские асы.
Классика немецких Люфтваффе времен войны, Messerschmitt BF 109, самый массовый самолет немцев, фины тоже пользовались ими.
Глубоко модернизированный финами Messerschmitt BF 109, под названием Pyororremyrsky
Fokker D.XXI, тоже состояли на вооружении ВВС Финляндии, дизайн интересен неубирающимся шасси, как лапти ))
Под потолком висит советский бомбардировщик в версии "разведчик" Ил-28Р.
И американский DC-3
Английские бомбардировщики Bristol Blenheim были закуплены финами, еще до ВОВ, также использовались в военных действиях, но были слишком уязвимы для истребителей.
Вертолеты представлены двумя экземплярами, санитарным МИ-1 и ....
военно-транспортным МИ-4
Первым самолетом, выпущенным финской компанией Валмет Ой (Valmet Oy) после войны, был двухместный учебно-тренировочный Валмет VH-1, моноплан с убирающимся шасси и со звездообразным двигателем Бристоль Меркурий (Bristol Mercury) VIII мощностью 537 кВт (720 л.с.). В экспозиции представлен немного усовершенствованный - VH-2.
Saab 91D Safir
И доступная для осязания кабина от него.
Folland Gnat британский легкий истребитель.
Fouga CM170 Magister двухместный реактивный учебно-боевой самолет. Спроектирован во Франции. Интересный раздвоенный киль.
МИГ-21Ф-13
Saab Draken
И его кабина, надо сказать, что для меня довольна тесная, наша МИГовская мне показалась на порядок комфортней.
Большая коллекция бипланов, про которые я мало что могу написать к сожалению...
Куча различных военно-авиационных "акссесуаров"
Различные модели катапультных кресел.
Авиационного вооружения.
Прекрасная и огромная экспозиция авиамоделек.
Резюмировать можно только так. Великолепный музей для поклонников и их членов семей. Понравится абсолютно всем однозначно.