Первый блин

Oct 27, 2009 01:29

Итак, друзья мои, я решил встать на путь продуктивности и созидания. Теперь в моей днявочке будет некая рубрика с неопределённо-публицистически-семиотически-психоаналитическим уклоном, посмотрим, как пойдёт. В общем, какие-то рассуждения на полях на случайные темы. И да, я маленькая болонка имени Ролана Барта.

Первый блин посвящён доктору Хаусу и доктору Лайтману.


-------------------------------------------

Что такое доктор Хаус? Доктор Хаус - юродивый. Фигура, отверженная обществом и за это наделённая правом говорить об этом обществе всё, что пожелает. Украшенный ярлыком «социопат и наркоман», Хаус может отпускать с экрана телевизора любые непристойности, затрагивать любые «неудобные» темы и абсолютно не заморачиваться при этом на тему политкорректности - ему всё всегда сходит с рук, кроме, разве что, градусника в заду полисмена, но и это в конечном итоге, вместо расчленения непутёвого доктора закончилось лёгким его тасканием за уши. Конечно - он ведь такой обаятельный, и ему так больно.

Табличка «харизматичный мизантроп с хронической болью» обезвреживает Хауса, позволяет не принимать всерьёз его заявления и пропускать мимо ушей его провокации. Но Хауса нельзя не слушать, потому что он гениальный врач, и его слово - последнее и решающее. Хаус - юродивый, но не только шут, а ещё и леви-строссовский колдун, которого всё больничное племя ненавидит и боится, но при этом преклоняется и следует его указаниям. И в результате на божественное слово истины и исцеления, как безбилетники на трамвай, навешиваются унизительные слова человеконенавистничества и аморальности. А что, собственно говоря, аморально в Хаусе? Не так уж и много.

Во-первых, в Хаусе аморально то, что Хаус отрицает мораль как таковую. Точнее, отрицает общепринятую мораль, мораль-для-всех. А ещё точнее, отрицает моральные формулы, используемые неосмысленно и считающиеся неоспоримыми просто на основании их общепризнанности. Если же таковые формулы зафиксированы в уголовном кодексе, Хаус также не считает зазорным их нарушить. Во-вторых, что вытекает из первого, Хаус аморален в отношении к людям, поскольку большинство людей он считает идиотами, и поэтому не любит, а оставшихся считает уродами, и потому уважает. Для Хауса ценнейшее качество в людях - это уникальность. Уникальности он ищет в работе, уникальности он добивается от окружающих - уникальности в смысле своего голоса, своего мнения. Хаус слышать не может общих слов, исторгаемых неким безликим довлеющим порядком, будь то религия, мораль или статистика. Хаус подрывает позитивисткий мир, основанный на статистической норме. За что этим миром всячески в эту норму загоняется по разряду несовместимых с жизнью (то есть, с жизнью в обществе) отклонений. В-третьих, Хаус совершенно несдержан на язык. И дело даже не в том, что он постоянно подкалывает всех окружающих - в конце концов, у них всё в порядке с чувством юмора, а кому не смешно, те идиоты - а в том, что, как уже говорилось, Хаус постоянно поднимает всякие скользкие темы, которые приличному человеку не слишком удобно обсуждать. Секс, расизм, ксенофобия, эгоизм, амбиции, лицемерие, и прочее, и прочее - Хаус начисто лишён чувства такта. Ну, и в-четвёртых, наконец, Хаус - наркоман и инвалид, не терпящий перемен и не верящий никому. И этим своим последним качеством он схож с другим сериальным доктором - доктором Лайтманом («Теория лжи»).

Если Хаус уверен, что все лгут, на основании обширного житейского опыта, то Лайтман может предоставить строгую доказательную базу - он известный и уникальный в своём роде эксперт по лжи. Собственно, это главная и, в общем-то, единственная его сколь-нибудь яркая характеристика.

Если в сериале «Доктор Хаус» весь «изюм» собран в один ударный кулак - собственно, в фигуру Хауса - то в «Теории лжи» этот изюм рассыпан по всему сериалу, в результате чего каждый персонаж в отдельности выглядит намного бледнее Хауса, но все вместе они вполне себе его стоят. В частности, например, функции шута и колдуна, которые вот уже шестой сезон Хаус тащит на себе одном, в «Теории лжи» разнесены между двумя персонажами - непосредственно Лайтманом, по малейшему движению угадывающему, что скрывает человек, и одним из его сотрудников, живущим по принципу «радикальной честности» - то есть, говорящему вслух всё, что приходит в голову, что создаёт неловкие и комичные ситуации. Вообще, периодически «Теория лжи» оставляет ощущение, что это всё - некий отблеск «Доктора Хауса», но есть своя специфика.

Для Хауса фраза «все лгут» - просто одна из прочих фраз его словаря. Для «Теории лжи» - это краеугольный камень. «Доктор Хаус» имеет возможность скармливать обществу горькие пилюли хаусовских острот под соусом хаусовской же юродивости - чего, мол, с больного человека возьмёшь. Однако, над сериалом висит дамоклов меч правдоподобия - рано или поздно наркотики должны были довести Хауса до некой критической точки, а Хаус без наркотиков -  это уже всё-таки не тот Хаус, поскольку он имеет гораздо меньше права говорить то же самое, что говорил раньше, и получать те же самые симпатии зрителей. «Теория лжи» изначально гораздо более корректна и социально лояльна - там все вполне себе приличные люди, более-менее семейные (в отличие от поголовной разведёнщины и вдовства в «Докторе Хаусе»), и работают на серьёзные службы - ФБР, ЦРУ, мэрию. И именно эти серьёзные службы в сериале и дискредитируются. И не только они.

Не проходит и серии, чтобы «Теория лжи» не заявила бы, что политики - лгуны. Но интересно то, что ни один персонаж сериала прямым текстом этого не сказал. Директива передаётся на уровне дискурса. В сериале используется простой приём - когда некоего человека уличают во лжи, то показывают крупным планом его лицо, выражающее определённую эмоцию - страх, гнев, отвращение, стыд и т.д. И приём состоит в том, что после кадра с лицом героя сериала мелькают несколько кадров из новостных передач с лицами политиков - президентов, первых леди, премьер-министров - с таким же выражением лица. Таким образом политика, абсолютно не встраиваясь в сюжет, оказывается центральным предметом разговора. Более того - в одной из серий был эпизод в церкви, и во время этого эпизода в кадр попала деревянная фигура Иисуса, после чего фигура была увеличена (переход с общего плана на погрудный), а затем было крупно дано лицо. Сюжетно это было совершенно неоправданно, и было бы лишено смысла, если бы не тот факт, что момент, когда в сериале человека уличают во лжи, оформлен точно так же: общий план - погрудный план - деталь лица. Таким образом, что же - Иисус тоже врёт? Узнаем в следующих сериях.

Как-то так. Далее планируются выпуски про "Шербурские зонтики", про семиотику вывески, про "Летающий цирк Монти Пайтон" и "Шоу Фрая и Лори", про пиратов и про что-там-ещё-будет-интересного. Я надеюсь, что со временем это переродится во что-то более-менее осмысленное, а не просто ученические пописульки. Но пока и пописульки мне дороги, ибо лучше, чем ничего.

Такие дела.

семки, god is in the tv

Previous post Next post
Up