Меня окружают люди сплошь интеллигентные и восхитительные. Меня окружают художники, поэты, учёные, боги и полубоги, ботинки и полуботинки, я их люблю, они меня тоже иногда. Но из уст этих прекрасных, обаятельнейших, милейших людей периодически капает слово едкое, как горящая пластмасса: "
Гуманитарий..."
Так вот, я - гуманитарий, чем горжусь.
Мне неприятны люди, кичащиеся своим незнанием математики, более того - своим нежеланием её знать, и оправдывающие это тем, что они, мол, "гуманитарии". Но мне в принципе неприятны люди, не желающие что-либо знать. И также мне неприятен тот комплекс неполноценности, который свойственен гуманитарным дисциплинам по отношению к точным наукам. Гуманитарные науки хотят быть устроенными по образу и подобию естественных, и, разумеется, у них это не получается, поскольку не может человек изучать человека и быть при этом объективным и неизменным. Концепция "чистой науки", науки, построенной на эксперименте, не работает в гуманитаристике - но это не даёт оснований не считать гуманитариев учёными. Есть учёные, изучающие человека, и учёные, изучающие природу - и те, и другие занимаются наукой, познанием мира. Демагогов и шарлатанов хватает и среди естественников, и среди гуманитариев. Среди гуманитариев, к сожалению, их больше. Но это показатель количественный, а не качественный. Однако, точно так же, как "лирики" кичатся непониманием математики, "физики" бравируют презрением к гуманитарному знанию, считая его второсортным и недостойным. Им смиренно хочется предложить вынуть пробку.
Периодически, когда он сильно бесился, он проявлял себя беспардонно. Поскольку единственным, что могло его взбесить, была беспардонность ближнего, его собственная ответная беспардонность носила внутренний, частный характер. Он закатывал глаза, качал головой и произносил вполголоса: «Вынул бы пробку». Кому же был неизвестен смысл этого пьемонтского выражения, он мог и объяснить: «Надо иногда вынимать пробку. Чтобы избежать взрыва. Надутый человек находится в опасности. Вытащив пробку из зада, п-ш-ш-ш, вы возвращаетесь в натуральное состояние».
Гуманитаристика в угаре позитивизма была настолько озабочена критериями научности, что эта самая научность заслонила собой науку. Гуманитарии преклоняются перед математикой, вместо того, чтобы разрабатывать аналогичную метадисциплину на собственной почве - семиотику. Ролан Барт считал, что становление семиотики единым метаязыком гуманитарных наук провалилось - хочется верить, что он поторопился с выводами, приняв недоразвитость за провал. У гуманитариев не может быть другого языка, кроме семиотики, а семиотика не является ни чем другим, кроме как метаязыком, хотя её постоянно рядят в одежды отдельной науки. Но это уже совсем другая история. А мораль такова: делай своё дело на своём месте, и почаще вынимай пробку.
Всем привет.