Полёт Менделеева

Aug 10, 2018 22:17


То, что создатель таблицы химических элементов не был узко зацикленным человеком это бесспорный факт



Таблица химических элементов га стене дома, где жил и работал учёный





Но то, что Менделеев иногда пускался в такие тяжкие и авантюрные мероприятия, добавляет ему чести, как человеку отважному и решительному

Одно из таких мероприятий Дмитрия Ивановича это полёт на воздушном шаре

В начале августа 1887 года аэростат с Дмитрием Ивановичем Менделеевым на борту поднялся в небо для исследования фазы затмения солнца. Это событие состоялось под Клином, где затмение должно было длиться 2 минуты. Цель этого подъёма была более обширна, чем просто - фотографирование. А изучение спектра, движение тени, чтобы в дальнейшем  произвести расчёты скоростей и других физических параметров и многое другое

Рассказ очевидца тех событий, ассистента Менделеева Тищенко: «Был серый дождливый день. Небо затянуто тучами. Шар, накаченный водородом, еле натягивал трос.

- Дмитрий Иванович, аэростат не имеет подъёмной силы. Лететь нельзя, - принялся уговаривать его ассистент.

- Аэростат - это физический прибор, - невозмутимо ответил Менделеев. - Вы видите, сколько людей собралось следить за полётом, как за научным опытом. Я не могу подорвать у них веру в науку.

Дмитрий Иванович и аэронавтом Александром Кованько подошли к аэростату, перелезли через высокую корзину и профессор понял: «Аэростат двоих не поднимет, и он решил - лететь один»

На тот момент Менделееву было 53 года, он имел опыт полёта на аэростате во Франции  в 1878 году. Поручик Кованько объяснил Дмитрию Ивановичу как управлять данным воздушным шаром и Менделеев полетел

В дальнейшем сам профессор об этом описал так: «Полезно было отправиться уже для того, чтобы показать, что аэростат не есть такое средство, которое требует продолжительной практики владения им, что это есть способ передвижения, которым можно управлять с лёгкостью, даже и при полном отсутствии предварительного прямого опыта. Править неизвестной лошадью, по мне, труднее, чем аэростатом. Немалую роль в моем решении играло также то соображение, что о нас, профессорах и вообще учёных, обыкновенно думают повсюду, что мы говорим, советуем, но практическим делом владеть не умеем, что и нам, как «щедринским генералам», всегда нужен мужик, для того, чтобы делать дело, а иначе у нас все из рук валится. Мне хотелось демонстрировать, что это мнение, быть может, справедливое в каких-нибудь других отношениях, несправедливо в отношении к естествоиспытателям, которые свою жизнь проводят в лаборатории, на экскурсиях и вообще в исследованиях природы.  Здесь же для этого представлялся отличный случай. Сверх всего этого, я должен признаться, меня соблазняла также мысль быть в первый раз на аэростате именно одному»

Во время полёта Дмитрий Иванович  обнаружил (уже после затмения), что шар не отвечает на его запросы. Осмотрев рычаги управления, он обнаружил, что верёвка, идущая от запорного клапана запуталась. Выбравшись из корзины и поднявшись по стропам, он распутал верёвку. Не теряя хладнокровия он спустился обратно и продолжил полёт. Этот случай он описал в своей работе: «Воздушный полёт из Клина во время затмения»

Французское общество аэронавтов и учёных  выдало Менделееву за такой бесстрашный поступок сертификат



Диплом Менделеева

Учёный ещё долгие годы, на посиделках у себя в Боблово, неподалёку от места полёта, рассказывал о том событии с азартом присушим ему 

Previous post Next post
Up