Каким описывали Стоунхендж до постройки

Dec 06, 2024 06:21




Кадр из фильма Романа Полански 1979 года "Тесс" по роману Харди с великолепной Настасьей Кински в главной роли. Снимался, естественно, в реальном Стоунхендже, какой мы знаем сейчас. А вот писатель изобразил в 1891 году Стоунхендж, сильно отличающийся от нынешнего.

*
Общее место всех сторонников древности Стоунхенджа - якобы упоминания об этом самом объекте в справочниках, словарях, литературе прошлых веков. Вспоминают роман Харди, Британику, Брокгауза-Ефрона...

С трудами ученых - исследователей Стоунхенджа Иниго Джонса, Джона Орби, Уильяма Стакли, Джона Вуда, описавших и начертивших невесть что, только не реальный объект, мы уже знакомились.

Простейший вопрос по описаниям в литературе и словарях: действительно ли во всех источниках указан и описан тот самый объект под Солсбери, который известен нам сейчас, наследие ЮНЕСКО и человечества?

Ответ на него до смешного прост. Надо заглянуть в источники, чтобы убедиться: никакого отношения описанные объекты к ныне известному не имеют.

С писателя Томаса Харди и начнем. В романе Тэсс из рода д`Эрбервиллей, впервые опубликованном в 1891 году, в фантазийной местности Уэссекс (сродни городу Глупову Салтыкова-Щедрина, Макондо Маркеса или Великому Гусляру Булычева; есть такой прием у писателей), куда бегут персонажи, они находят укрытие в легендарном Стоунхендже. Но полиция и там их достает. Проза жизни, увы.

Стоунхендж значительно крупнее существующего. Отрывок: "Следующая колонна стояла совсем одиноко, другие образовывали трилитоны, а большинство лежало на земле, и по их широкой поверхности могла бы проехать карета". В прайсах и описаниях сайта Каретный двор ширина четырехместных карет (были в Англии 19 века наряду с кэбами) - 190-240 см.

Если посмотреть на размеры лежащих камней на плане, то только два из них шириной в максимуме до 210 см с натяжкой намекают на описанное Харди "большинство камней", по "широкой поверхности которых могла бы проехать карета". Это №55, состоящий как бы из двух половин, и №59, расколовшийся на три части.




А при взгляде на них в натуре станет ясно, что никакой писатель не возьмется катать по ним минимально узенькую карету даже и в порядке метафоры.

На камне 55А огромный набалдашник (Как он стоял-то с ним? Никак не стоял))) Каким привезли, таким и лежит.)













Поверхность камня 55В в принципе не для катаний чего бы то ни было.










С камня №59 не то что карета, а и мопед навернется.







Таким образом, у писателя Харди - не реальный объект, а чистая фантазия на тему объекта, легенда о Стоунхендже, унесенная в фантастическую местность.

Что удивляет крайне.

На дворе конец XIX века, уже не одно десятилетие в Англии длится эпоха  электричества, телеграфа, метро, ежеднеыных газет... Любой желающий может поехать куда угодно, чтобы увидеть что угодно. Но писатель Харди, фанат английской старины и того же Стоунхенджа, включивший его в свой роман, не нашел возможным взглянуть на замечательный памятник хотя бы раз в жизни, а описал его образ из легенды, т.е. из головы.

И вообще выглядит чрезвычайно странным (мягко говоря), что все английские писатели XIX века проигнорировали этот выдающийся объект, один лишь Харди про него написал, да и тот описал легенду и поместил ее в фантазийную местность. И ни единого репортажика об объекте не не предложило читалям бесчисленное журналистское племя...

*

У Брокгауза-Ефрона собственно названия "Стоунхендж", имени собственного, вообще нет, есть разновидность построек - стонгенджи, имя нарицательное.



Объект под Солсбери действительно упомянут, но описание его абсолютно не соответствует реальному объекту, из чего ясно, что это вброс. И еще это очередное доказательство, что реального объекта во времена словаря Брокгауза-Ефрона еще не было.





*
Благодаря блогеру bor_kr - спасибо ему! - посмотрим, что за Стоунхендж поминался и вбрасывался в английских источниках.

Словарь 1658 года. Страничка со Стоунхенджем.



Перевод: "чудесная груда камней на равнине Солсбери, воздвигнутая по кругу канавы, в виде трех рядов, один внутри другого..."

Это не реально построенный объект под Солсбери из круга в один ряд с полукругом внутри.

Издания 1662 , 1663 , 1671 , 1706 , 1720 годов копируют статью об объекте из трех кругов камней.

В труде The great historical, geographical, genealogical and poetical dictionary (1701) by Jeremy Collier (1650-1726) в статье о Солсбери находим невероятную горную местность с крепостью и реками вокруг, по мотивам коей вбрасывалось огромное число "горных Стоунхенджей".

Перевод робота: "Этот город был воздвигнут из старого, известного римлянам под названием Sorbiodunum , который стоял примерно в миле к северо-востоку, на возвышенности, будучи местом, предназначенным только для укрепления, удобно расположеным среди нескольких рек, целые потоки которых орошают большую часть улиц, вблизи которых находится удивительный план, получивший отсюда свое название, и где можно увидеть чудо Англии, Stone-Henge , который находится на своем надлежащем месте".

Нынешний Стоунхендж стоит на равнине, до ближайшего холма десяток км, но половина "старинных гравюр" помещает Стоунхендж у холма и под холмом, а то и вообще в каких-то горах. Стало быть, липовые свидетели все граверы.



А в статье про Стоунхендж найдем образ гигантского объекта "старинных гравюр", исполненный в натуре в очень уменьшенном масштабе.

"Стоунхендж, колоссальное сооружение и величайшая редкость, какую можно увидеть в Англии, стоит на Салисберийской равнине, примерно в двух милях к западу от Эймсбари в Уилишире, он состоит из множества огромных грубых и сероватых камней, некоторые из них 28 футов длиной и 10 шириной, установленных вертикально..."

28 футов - это более 8,5 м. 30 реальных сарсеновых трилитов достигают высоты 4,1 м, максимальная высота с поперечными трилитами 4,9 м.



*
Прекрасное дополнение блогера is3.

Книга The Annales of England, faithfully collected out of the most autenticall Authors, Records, and other Monuments of Antiquitie, from the first inhabitation until this present yeere. London, 1592 1600 года издания. Анналы Англии, добросовестно собранные из наиболее достоверных авторов, записей и других памятников древности, с заселения до наших дней.

Видно, что в оригинале книга напечатана готическим шрифтом, широко использовавшимся с начала книгопечатания. Поверх старых топонимов сделаны надписи антиквой, которая во времена подготовки книги постепенно заменяла готические шрифты.

Слово Stonehenge вставлено поверх, но не везде, в одном месте остался незамеченным Stonhinge - каменные ворота. При коих в оригинале и были могилы неких героев.





Вот так и делалась "наиболее достоверная" история.

Вот так и вбрасывался Стоунхендж в литературные источники задолго до постройки в натуре, как в свое время гизские пирамиды, Великая Стена, истуканы острова Пасхи, Ворота Солнца, Саксайуаман, и многое, многое другое.

Для настроения - песня про каменное изделие. Совсем скоро ей исполнится 60. Мезозой!

На пике своей славы, когда она превосходила славу Стоунхенджа, ребятки поделились ею с памятником, по возрасту практически ровесником. Мик Джаггери Кит Ричардс в Стоунхендже, 1967 год.



А в разгар ковидофрении динозавры вылезли с песней про пустой город. Для меня это огромная загадка? Чем можно побудить очень немолодых людей, очень давно не нуждающихся ни в славе, ни в деньгах, участвовать в постановке?

Ума и здоровья.

[Другие материалы о создании Стоунхенджа] Стоунхендж
Строительство Стоунхенджа с нулевого цикла. Кинo- и фотодокументы 1949-58 гг
Откуда взялись сквозные дороги сквозь Стоунхендж?
Первый художественный фильм со Стоунхенджем, выдающий разгар строительства
Две секунды фильма со Стоунхенджем, отменяющие фальсификации за век
Каким показывали Стоунхендж до постройки
Каким описал Стоунхендж ценитель английской старины Харди, и почему он не мог видеть реальный объект
Видел ли Дарвин нынешний Стоунхендж?
С чего начинался Стоунхендж


[Приходится ставить]Кто считает, что эта работа заслуживает какой-то оплаты - буду признателен. Карта Сбербанка 2202 2062 8536 7715. ЮMoney 410013946572302.

Литература

Previous post Next post
Up