Этот пост был опубликован 4 года назад.
Повторяю его ныне полностью, учитывая актуальность в наши смутные времена жизни и подвигов св. князя в свете взаимоотношений Русской земли и Орды.
Михаил Ярославич родился у Тверского князя Ярослава Ярославича, младшего брата св. кн. Александра Невского, и второй его супруги Ксении, боярской дочери из Великого Новгорода, в 1271 (или 1272) году.
В 1304 году умер Великий князь Андрей Александрович Городецкий, третий сын Александра Невского, положивший почти всю жизнь на борьбу со старшим братом Дмитрием, умершим в 1294 году, и не стеснявшийся в этой борьбе дважды наводить на Русь татар. (О нём хорошо сказал
один из великих писателей 20 века - «Мир праху того, кто был и не был, кто сеял зло и пожал забвение».)
После него по закону, «по
лествичному счёту», должен был стать великим князем Владимирским Тверской князь Михаил Ярославич, коему было тогда 33 года, счастливо женатый на дочери Ростовского князя Дмитрия Борисовича
Анне. Все князья Владимирской земли согласились с этим, не согласился лишь один, Юрий Московский, старший сын
Московского князя Даниила, младшего сына Александра Невского, умершего в 1303 году, так и не побывав на Великом княжении, отчего, по тем же существовавшим тогда законам, его потомство теряло право на Великое княжение Владимирское. И единственным шансом
Юрия попытаться переиграть судьбу было попробовать всеми правдами и неправдами, и, как в дальнейшем показало время, исключительно неправдами, добиться Великого княжения.
Впрочем, правивший тогда в Орде хан
Тохта, не желая усобиц в своём Русском улусе, утвердил на Великом княжении Михаила.
Михаил Ярославич прилагал все усилия, чтобы не дать распасться Русской земле, не жалея ради единства ничего, смирял непокорный Новгород, получивший много свобод и вольностей в период борьбы за власть князей Дмитрия и Андрея Александровичей, подводил под свою волю и упорядочивал удельных князей, в своекорыстии мало тревожащихся об общерусских нуждах, наводил порядок и в законодательстве, вводя единые и внятные правила сбора налогов и искореняя лихоимцев и взяточников.
В 1312 году неожиданно умирает хан Тохта, по некоторым источникам всерьёз задумывавшийся о принятии Православия всей Ордой, и в результате междоусобицы к власти приходит его племянник Узбек, фанатичный неофит-мусульманин, развязавший в Орде религиозную войну и к 1315 году истребивший всех, кто так или иначе не принял Ислам.
После этого отношение к русским, своей ежегодной данью являвшимся одним из основных источников финансирования Орды, резко ухудшилось.
Юрий Московский не упустил свой шанс и в 1317 году, едва ли не уморив первую жену, женился второй раз на сестре хана Узбека Кончаке, в крещении Агафье, получив от хана в качестве приданого Великое княжение Владимирское. Это был сущий беспредел, попрание всех существовавших законов и обычаев, но победивший всех своих соперников Узбек посчитал себя выше закона.
Юрий, тотчас же по получении ярлыка на Великое княжение, несмотря на согласие Михаила уступить власть без боя, стал собирать войско из всех недовольных политикой Михаила удельных князей, а собрав, получил в усиление от хана тумен (10 000) воинов под командованием тёмника Кавгадыя и с огромной армией отправился разорять Тверское княжество.
Несколько месяцев он успешно разорял деревни и сёла, воюя с безоружными крестьянами, пока, после нескольких безуспешных попыток со стороны Михаила окончить дело миром, 22 декабря 1317 года под селом Бортенево не столкнулся с Тверским войском. И тогда, впервые со времён Батыевых, русские воины под началом князя Михаила Тверского смогли победить и разбить татар, а заодно и московскую и союзные с ней удельные рати. В полон забрали многих, в том числе и молодую жену Юрия Агафью, сестру хана. Юрий, потеряв казну, жену и обоз, бежал. Ордынцы же смогли отгородиться от тверичей и выторговать условия почётной сдачи, став во главе с Кавгадыем вместо пленников почётными гостями в Твери. Это и сгубило Михаила.
Кавгадый, по подлой сущности своей будучи заодно с Юрием, подольстился к Михаилу и был принят им как гость, но вскоре по неизвестной причине пребывающая в почётном плену в Твери жена Юрия Агафья, сестра хана Узбека, умирает, и тут же появляются слухи, что Михаил отравил её.
Спустя краткое время из Орды Михаилу приходит вызов на суд к хану. С тяжёлым сердцем он собирается в Орду, получив известие, что если не явится сам, у хана уже готово войско для разорения его земли. Сыновья и бояре уговаривали Михаила не ездить в Орду, дети даже предлагали поехать самим вместо него. Но князь ответил с большим мужеством - и этот ответ вошел в летописи.
«Видите, чада, яко царь не требует вас, детеи моих, ни иного кого, но моеи головы хощет. Аще аз где уклонюся, а отчина моя вся в полону, избиени будут. А после того умрети ми же есть, то лучши ми есть ныне положити душю свою за многия душа»
- так дословно передает слова князя «Повесть об убиении Михаила Тверского».
Далее был путь в Орду по Волге, долгий суд с клеветами от
Кавгадыя и многих удельных князей, долгие же мучения и смерть 5 декабря 1318 года. Житие
описывает всё подробно. После его смерти зафиксированы многочисленные чудеса над гробом.
Стоит добавить, что виновные в смерти князя Михаила ненадолго пережили его. Старший сын Михаила,
Дмитрий Михайлович Грозные Очи, став тверским князем, поставил себе цель восстановить справедливость и, видимо, докопался до истины, ибо летописи упоминают, что вскоре Кавгадый «окончил живот свой зле». Князь же Юрий, получив из рук хана вожделенную высшую власть на Руси, вскоре стал грешить тем, в чём облыжно обвинял Михаила - в утаивании ордынской дани, получив которую по праву Великого князя с удельных княжеств, вместо того, чтобы передать в Орду хану, решил пустить в оборот и заработать на том, отвёзя в Новгород и вложив в торговлю. Хан, узнав об этом, предсказуемо разгневался и передал ярлык на Великое княжение сыну Михаила Дмитрию.
Всё бы ничего, но Юрий поспешил в Орду и взятками и посулами вновь стал добиваться милости, до того, что Дмитрию пришлось ехать в Орду самому и судиться с Юрием. И по стечению обстоятельств 21 ноября 1325 года Дмитрий у ханского дворца столкнулся лицом к лицу с убийцей своего отца.
Дмитрий выхватил саблю и Юрий был убит, получив, наконец, воздаяние за всё сотворённое им зло. К сожалению, Дмитрий был тут же схвачен и после суда вскоре в 1326 году казнён в Орде «за самоуправство», а Великим князем Узбек назначил следующего сына Михаила, князя
Александра Михайловича Тверского. Затем в Твери в 1327 году случилось
«Шевкалово разоренье»и Великим князем Владимирским в 1328 году стал московский князь, младший брат Юрия Иван Данилович Калита.
Но это уже - совсем другая история.
Я же позволю себе лишь положить малый камешек в подножие памятника герою и подвижнику Русской земли святому Великому князю Михаилу Ярославичу Тверскому:
Князь Михаил Тверской. 1318 г
1.
Над Волгой заря разгоняет туман,
Задумчиво плещет волна,
Лодей расписных из Твери караван
Качает и нежит она.
2.
Там ратники дремлют, оставя весло,
Водой разморило бояр,
Лишь князь Михаил подпирает чело,
И взор его светел и яр.
3.
Так хочется выйти в родные поля,
Но мимо проносит вода.
С тобою проститься, родная земля,
Ужели придёт навсегда ?
4.
Ужели свершенья мои были зря,
И браням не будет конца …
Ведь снова восстала жестокая пря
За призрачный отблеск венца.
5.
С Москвой во главе всех соперников рать
Накинулась с разных сторон.
Всех лучших готовы они растерзать,
Как стая голодных ворон.
6.
О Господи, как же им всем не понять,
Ведь выжить мы можем лишь так,
Чтоб силы свои отовсюду собрать
В единый и крепкий кулак,
7.
Что мы никому кроме нас не нужны,
Ни Западу и ни Орде.
Не станем пока меж собою дружны,
Не кончиться нашей беде.
8.
От думы печальной нахмурился князь,
Подумалось враз об ином,
И, словно на раны целебная мазь,
Окутало сердце теплом.
9.
Он вспомнил, как дети, родные сыны,
Твердили : - Не езди, отец !
Мы сами поедем, не будет войны,
Утихнет Орда, наконец !
10.
- О милые чада, родная семья,
Уж лучше главу положить,
Чем зреть, как погибнет отчизна моя,
И землю пустой сотворить !
11.
И вот его волжские воды несут
В Орду на незримых руках.
Ждёт князя жестокий неправедный суд
И святость в грядущих веках.
1987 - 2007
Местное празднование святому благоверному князю началось вскоре после перенесения его мощей в Тверь, а на Соборе 1549 года состоялось общецерковное прославление святого.
Памятуя о величии предков своих, должно и нам, нынешним, стремиться соответствовать им и не ронять чести пращуров во благо Отечества нашего и народа русского.
Помните об этом.