Книги и историческая одежда - 6

Apr 03, 2024 16:15

Здравствуйте уважаемые.
А мы с вами пролдолжаем.
«Война и мир». Л. Толстой


«Наташа, не менее гордая тем, что она в первый раз была в длинном платье, на настоящем бале, была еще счастливее. Обе были в белых, кисейных платьях с розовыми лентами».
Кисея - тонкая лёгкая ткань. Использовалась для предметов дамского туалета, шитья платьев, шла на драпировки, занавесы и т. п. Отсюда, к слову, и выражение кисейная барышня.
Забавно, что наряды, открывающие руки, плечи и грудь хоть и выглядели совершенно безнравственными в глазах старшего поколения, но были любимы светской молодежью. Так, в нескольких сценах романа Толстой называет Элен «голой».


П.Д. Боборыкин. "Китай-город"
"Она поклонилась ему ласково и степенно, как кланяются купчихи первых домов, одной головой, без наклонения стана. Этой женщине, сквозь прозрачную вуалетку, точно посыпанную золотым песком, вряд ли бы кто дал больше двадцати трех лет. Ей было уже двадцать семь. Рослая, с прекрасным бюстом, не жирной, но не худой шеей и тонкой умной головой, она смотрела настоящей дамой. Ее охватывало короткое пальто из черного фая. Оно позволяло любоваться линией ее талии и переходило в кружевную оборку. Широкие, модного покроя рукава, также отделанные кружевами и бахромой из гофрированных шелковых кусочков, выпускали наружу только ее пальцы в светло-серых перчатках. Вокруг шеи шел кружевной высокий барок. Из-под пальто выходило узкое, песочного цвета, тяжелое платье: спереди настолько высокое, что вся нога, в башмаках с пряжками и цветных шелковых чулках, была видна. На ее лоб и глаза, глубоко сидевшие в впадинах, легла тень от полей широкой "рубенсовской" шляпы с густым темно-гранатовым пером. В этой "хозяйке" по костюму было много европейски живописного. Но овал лица, сановитость его, что-то неуловимое в движениях говорило о коренной Руси, о той почве, где она выросла и распустилась. Красавицей вряд ли бы ее назвали, но всякий бы остановился".
Тут несколько вопросов.
Вуалетка - это небольшая шляпка с короткой вуалью, покрывающая лишь часть головы. Прикрепляется к прическе на заколках или шляпной резиночке. Чаще всего имеет форму таблетки.


Фай - это шёлковая ткань репсового переплетения, образованная из сравнительно тонких нитей основы и более толстого утка , который дополнительно прокидывается по две нити в каждый зев, отчего и получается характерный для репса рубчик. Была известна также под наименованиями пу-де-суа (Poult-de-soie) и gros-grain.


Барок (борок) - так называется шейное украшение. Основа-шейка, это яркая хлопковая ткань, на которую нашивался плетёный бисерный илжи жемчужный элемент, украшали шейку камнями (вместо камней даже использовали пуговицы), из атласных лент розетками, а по верху шейки пришивали деталь из ленты или кружева заложенную в складочку или пришивался тонкий галун. К шейке крепили сплетённые из стеклянных бусин и трубочек, бисера, жемчужен сетки в несколько ярусов.


И.И. Панаев. "Прекрасный человек"
"-- В самом деле. Я тебе очень благодарна за этот чепчик: он мне так к лицу.
-- Вам бы надо купить блондовую косынку; нынче это в большой моде. На последнем бале у французского посланника все были в блондовых косынках.
-- В самом деле? да ведь блондовые-то косынки дороги!
-- И, полно-те! Как будто вы бедная! На вас все обращают внимание; вы в таком чине, вам нельзя же хуже всех одеться, -- вы живете в свете.
-- Да, это правда. Мы вместе с тобой поедем в Гостиный двор? Ты сама выберешь мне косынку?
-- Это надо купить в английском магазине.
-- В английском!.. а разве в Гостином дворе нет таких?
-- Как же можно! Уж если иметь вещь, так вещь хорошую.
-- В самом деле. А что, я думаю, надо будет надеть бриллианты?
-- Непременно. Нынче все и на простые вечера выезжают в бриллиантах.
-- Я пошлю Палашку к Носковой завтра же. У нее чудо какие бриллианты... все Брейтфус отделывал, -- с большим вкусом, потому что мой-то фермуар уже слишком прост.
-- Попросите у нее, сестрица, кстати, два фермуара -- и для меня тоже".


Блонды - это такие французские кружева, которые чаще употребляются во множественном числе. А "блондовым" определялось сделанное из кружев изделие. Впрочем слово "блондовый", как обозначение цвета тоже могло употребляться.
Но при этом надо понимать, что не всякие кружева блондовые. А именно, это кружево из неокрашеного шелка-сырца, имеющего естественный молочный оттенок. Хотя позже появилось отбеленное, цветное, и даже черное.


Андрей Белый. "Петербург"
Но когда она пыталась развить эту мысль, ее глазки окончательно слиплись и опять пошли в какие то невнятности, беспокойства, полунамеки; и из этих неясностей вновь восстало единственно: Помпадур, Помпадур, Помпадур, - а что Помпадур? Но душа ей светло осветила то слово: костюм в духе мадам Помпадур - лазурный, цветочками, кружева валансьен, серебристые туфли, помпоны! О костюме в стиле мадам Помпадур на днях она долго так спорила со своею портнихой; мадам Фарнуа все никак не хотела ей уступить относительно блондов; говорила: «И зачем это блонды?» Но как же без блондов ? По мнению мадам Фарнуа, блонды должны выглядеть так то, быть тогда то; и совсем не так должны были выглядеть блонды, по мнению Софьи Петровны. Мадам Фарнуа ей сначала сказала: «Моего вкуса, вашего вкуса, - ну, как же не быть стилю мадам Помпадур!» Но Софья Петровна уступить не хотела; и мадам Фарнуа обиженно предложила обратно ей взять материал. Отнесите в Maison Tricotons: «Там, мадам, вам не станут перечить…» Но отдать в Maison Tricotons : - фи, фи, фи! И блонды оставили, как оставили и иные спорные пункты относительно стиля мадам Помпадур: например, для рук легкая chapeau Bergere , но без юбки панье нельзя было никак обойтись.
Так и поладили.
Блонды мы с вами уже разобрали выше. Панье - это каркас из ивовых или стальных прутьев или из пластин китового уса для придания пышности женской юбке. В Германии и в России подобные каркасы нередко назывались фижмами. Соответственно юбка-панье - это юбка на каркасе.


Нк а кружева валаньсьен, оно же Валансьенское кружево - это тип коклюшечного кружева, который возник во французском городе Валансьене.
Отличается от других кружев в основном узорами с ровной поверхностью, без рельефов и без контурной нити. Первоначально узоры были в форме обычных листьев и цветов, позже замененных более естественными цветочными мотивами. В узорах кружева данного типа кружев преобладают изящные и нежные растительные орнаменты - листья и бутоны цветов, цветочные ленты, гроздья винограда, редко встречаются фигуры животных и жанровые сценки.


Ну и последний на сегодня.
Н.А.Лейкин. "Приемка приданого"
"Читай, Федя, далее. Меха...
-- Два салопа: один будничный на желтых лисах, крытый сатентюрком, и один праздничный чернобурых лисиц с таковым же воротником...
-- К слову сказать, папашенька, только полочки черно-бурые, а сзади мех совсем подгулял. Да и бархат-то ой-ой какой! Да и чернобурость-то я пробовал платком -- крашена.
-- Трошка! Трошка! Как ты можешь так в критику?
-- Отчего же, папашенька! На то у меня глаза на лбу. Вот о бархатной шубке с собольей опушкой я ничего не говорю, коли она хороша. Ну, да вы наличными подравняйте, так оно и ничего. Летние верхние вещи, Федя, пропусти."
Салоп - это верхняя женская одежда, широкая длинная накидка с прорезами для рук или с небольшими рукавами; скреплялась лентами или шнурами. Салопы шили из бархата, шелка, дорогого сукна; часто на подкладке, вате или меху (в основном куницы и соболя), с бархатными или меховыми отложными воротниками.


Ну а Сентетюрк - он же атлас турецкий - это кипорная шелковая материя, похожая на атлас.


Продолжение следует...
Приятного времени суток.

id77

Previous post Next post
Up