За что князя Святослава так ненавидели официальные историки?

Oct 18, 2021 14:33

Продолжаем наш цикл «Утраченная история».

Поговорим  о последнем князе, имевшем бесспорное варяжское происхождение, сыне Игоря (Ингвара) и Ольги (Хельги)  князе Святославе Игоревиче.  О рождении Святослава нам известно только то, что в год казни его отца древлянами в 945 году,  ему было три года. Стало быть, родился он в 942 году.



Условный портрет князя Святослава Иоревича из Царского титулярника. XVII век.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ИМЕНИ "СВЯТОСЛАВ"

Что до имени «Святослав», то византийцы производили его от скандинавского имени "Свен" и присоединенного к нему славянского княжеского окончания «слав». То есть считается, что на самом деле имя было Свендослав, а вовсе не Святослав, которое скорее всего,  стало поздним христианским искажением, ибо в те времена далёкие никаких святых еще и в помине не было.  Что же означает скандинавское имя Свен? А на немецком, датском, шведском, исландском и древне-скандинавском оно означает всего лишь «молодой человек», «юноша», «младший».  В принципе трудно представить, чтобы долгожданного первенца назвали простым словом «младший», «молодой», «малой» - ему ж еще страной править до самых седин.


Картина К. Васильева "Свентовит"

Однако, есть еще один вариант, о котором православные историки стараются не говорить. Дело в том, что в языческой мифологии древних славян главным среди всего пантеона богов был бог Свентовит - бог войны и победы, бог плодородия, который противостоял Чернобогу, приносящему несчастья.  Имя этого бога состояло из двух слов «свент» (свет, мир) и «вид» (видеть, зрить), витязь (воин, победитель) или вед (ведать, знать).   К сожалению, мы столько всего знаем про эллинских языческих богов - более того, это часть нашей общеобразовательной и культурной программы с романовских времен и по сей день, но мы, увы, почти ничего не знаем о языческих богах наших собственных предков.


Эта тема стараниями церковных деятелей до сих пор если не полностью табуирована, то максимально вымарана из нашей истории.
Однако, вернемся к Святославу. Как думаете, что правдоподобнее - назвать единственного наследника «меньшим», «младшим»  или все же  в честь могущественного, главного славянского бога?  На мой взгляд, ответ очевиден. Но он тянет следом целую цепочку противоречий  и главное из них, как же так, варяги - Ингвар и Хельга - назвали своего единственного сына в честь славянского, а ни разу не скандинаского бога?  Кстати, как таковой, религии у славян не было, т.к. любая религия - это идеология. У древних славян же  была скорее  традиция, включающая в себя и быт, и здраву, и воинское искусство и прочие стороны жизни.   Кстати, может кто-то знает, обнаружены ли вообще на тех территориях, на которые были призваны княжить варяги, хоть какие-то капища или иные признаки поклонения князей их  родным и понятным скандинавским богам - Одину, Тору, Бальдру, Фрейру, Локи и др.? Насколько мне известно, таковых не найдено. Более того, сама скандинавская мифология, в сущности, и сохранилась-то только благодаря  затерянному во льдах и хладных северных водах  острову Исландии. А непосредственно в  самой Скандинавии весь языческий эпос был также вытравлен и предан забвению рьяными  христианскими проповедниками.


Так что же нам остается предположить насчет этих варягов? Возможно, они генетически и были скандинавами, но вряд ли они были пришлыми иноземцами на землях восточных славян. Трудно представить, чтобы наши предки призвали бы на свою голову абсолютных чужаков - людей  вне их традиции, нравов,  чуждых их миропониманию и  мировоззрению. Вероятнее всего, это были люди, живущие буквально среди них,  некий уважаемый род, которого попросили помочь объединиться всем остальным родам. И только поздним фальсификаторам из романовского гнезда запонадобилось оправдывать свое собственное чужеродное присутствие на российском престоле легендой о неспособности русских управлять самими собой.


Посольсто славян к варягам. Поход варягов в славянские земли на княжение. ПВЛ.

РЕЛИГИОЗНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА ВОКРУГ СВЯТОСЛАВА

Оставшись в трехлетнем возрасте без отца, Святослав де-юре стал править Киевом, но по факту  реальным управлением занялась его авторитарная матушка  княгиня Ольга, снискавшая признание у верхушки знати своей энергичностью  и беспощадностью.  Напомним, что конец Х века в Европе был отмечен целой чередой крещений. В 942 году был крещен датский король, в 966 - польский князь Мешко I, в 976 - норвежский король, в 988 - венгерский герцог. Крупные и могущественные европейские государства уже давно были христианскими. Немецкая династия Оттонов возложила на себя миссию по распространению христианства на всей территории Европы, куда входили и земли восточных славян. Повсюду передвигались разного рода миссионеры и проповедники. Захаживали они и в Киев.  Таким образом, христианская вера не была чем-то неизвестным  на территории Киевской Руси - эту землю давно обрабатывали.

По всей видимости, княгиня Ольга, видя общий политический тренд, также допустила до себя проповедников и прониклась новой популярной верой, которую один за другим принимали все  европейские государи. Вероятно, первыми до нее добрались византийские проповедники, а потому при выборе по какому обряду креститься княгиня выбрала Византию, а не Рим. Да и надо признать, что в то время на фоне мрачной и грязной Европы, Византия блистала роскошью и великолепием.


Княжение княгини Ольги со Сятославом в Киеве. ПВЛ.

Поэтому в 955 году княгиня Ольга «отправилась в Греческую землю, в Царьград. И был тогда царь Константин, сын Льва и пришла к нему Ольга, и, увидев, что она очень красива лицом и разумна, подивился царь ее разуму, беседуя с нею, и сказал ей: «Достойна ты царствовать с нами в столице нашей». Она же, поразмыслив, ответила Константину Львовичу: «Я язычница; если хочешь крестить меня, то крести меня сам - иначе не крещусь». И крестил ее царь с патриархом».


Крещение Ольги константипольским патриархом в присутствии Императора. ПВЛ.

После крещения Константин Львович Багрянородный, сделал ей предложение руки и сердца, однако Ольга, добившись желаемого (аж самого Императора заполучила в крестные отцы) - от брака отвертелась, сказав, мол, где ж это видано, чтоб отец на дочери женился. У Императора отвисла челюсть от такого финта, но как истинный византиец, он все же оценил  хитромудрость киевской княгини, одарил ее подарками и отпустил  в родной Киев с глаз долой из сердца вон.


Отказ Ольги от предложения Императора. ПВЛ.

Правда, следом прислал послов за ответными дарами с напоминанием: «Ты ведь говорила мне: когда возвращусь в Русь, много даров пришлю тебе: челядь, воск, и меха, и воинов в помощь». Но Ольга в Киеве встретила послов холодно, развернула их и отправила в Константинополь ни с чем. Видимо, так и пристало обращаться крестнице со своим крестным отцом. Да и чего стоит услуга, уже оказанная?


Отказ Ольги послам Императора в ответных дарах. ПВЛ.

Воссела в Киеве княгиня уже не Ольгой, а Еленой -  еще более хитромудрой, просвещенной, напоенной, аки  губка, новыми идеями и новой, популярной среди государей европейских стран верой.  Трудно представить себе, чтобы такая женщина, как Ольга,  не стала бы пытаться приобщить к новой вере и своего единственного сына и наследника государства - Святослава.  Конечно, пыталась и еще как!  Но то ли красноречия у нее не хватило, то ли знаний церковных, а может, давила слишком сильно на молодого князя, да только  получался у нее исключительно  обратный результат. Ну не желал юный Святослав ни слышать ни о какой  новой вере, ни тем более креститься.


Убеждение Ольгой Святослава принять христианство. ПВЛ.

Он, как и заповедано ему было его именем - воин, победитель - стремился к расширению границ государства, оставленного ему его дедом-варягом  Рюриком и отцом-варягом  Игорем - исповедующих своих природных богов, а вовсе не чужеродного христианского родом из Иудеи.  Видимо, тогда Ольга  решила зайти с другого бока - «Хорошо, сынок,  не нравится тебе вера по греческому образцу, познакомься с латинским образцом. Ну не прилично сейчас государям язычниками оставаться. Где невесту-то тебе искать будем?» Оно и понятно - никто ж из приличных королевских семей  за язычника свою дочерь не отдаст. Вряд ли  мудрая государыня-княгиня Ольга с ее стратегическим мышлением не понимала этого простого факта. И в 959 году, когда Святославу было уже 17 лет, обратилась княгиня Ольга не к кому-нибудь, а к самому императору Оттону I с просьбой прислать на Русь тяжелую артиллерию - епископа и проповедников для проповеди христианства. В Константинополь-то после обмана Константина Львовича  обращаться было уже как-то неудобно.


Архиепископ Адальберт Магдебургский

И прибыл  в Киев по приказу Оттона I целый архиепископ Магдебургский Адальберт со свитой. Надо сказать, что архиепископ Адальберт  не обрадовался этому решению императора отправить его в какую-то провинциальную глухомань. Однако с императором не поспоришь.  Собственно, предчувствия Адальберга не обманули. Как он ни старался, как ни  пел соловьем, а кроме враждебного отношения с стороны молодого князя Святослава ничего не получил.  Святослав, видя радения матери, официально  не запрещал никому креститься,  но  делал все, чтобы никакого христианства в его землях не было, так как, по его разумению, оно разрушало все мировоззрение, мораль, нравственность, главные устои, традиции славян.  «Ибо для неверующих христианская вера юродство есть». Так и написано в "Повести временных лет"  о князе Святославе. Выражала ли эта фраза, сказанная летописцем, отношение Святослава к христианам? Однозначно, да. Во-первых, сам летописец счел уместным вставить ее в отрывок, описывающий убеждения Святослава. Во-вторых, другие отрывки из того же абзаца подтверждают негативное отношение князя к христианству. Причем не только в вопросах личного крещения, но и в отношении любого другого человека, решившего креститься: "аще кто хотяше волею креститися, не браняху, но ругахуся тому", " Онъ же не послуша матери и творяше норовы поганьскыя".  Молодой князь сам не принимал христианство, следовал языческим обычаям вопреки постоянному давлению матери, и считал уместным ругать христиан.


Беседа Святослава со своими воинами о новом походе. ПВЛ.

Ну подумайте сами, ему ли, воину, мечтающему расширить границы государства и покорить мир, говорить «не убий»? Ему ли, будущему грозному собирателю дани, говорить «не возжелай ни вола его, ни осла его»? Ему ли, нареченному от роду победителем, подставлять другую щеку?  Ему ли, сыну бога Свентовита, называть себя рабом иудейского бога? Странная, лишающая силы, религия для потенциальных жертв и рабов, а вовсе  не для Победителя и воина. Для него такая вера  и вправду либо юродством будет, либо лицемерием и ложью. И Святослав насмехался («ругахуся») над теми, кто принимал эту странную, обрекающую на поражение веру. Ни сам он не понимает ее, ни дружина такого «юродства» никогда не поймет.  И когда  мать чрезмерно наседала со своими уговорами, то отвечал ей терпеливо: "Како азъ хочю инъ законъ одинъ язъ приняти? А дружина моя сему смѣяти начнут" («Как мне одному принимать иную веру? Дружина насмехаться будет»).   А она ему в ответ: «Если ты крестишься, то и все сделают то же».  Но Святослав был неумолим. К тому же в его планах было идти на хазар, исповедующих иудаизм, из корня которого произрастало христианство.  А тут еще этот Адальберт зудит над ухом.
В общем, в 962 году архиепископ Адальберт   вернулся назад не солоно хлебавши, «ибо по делу, по которому его послали, он не смог ничего предпринять, и узрел, что его утруждали понапрасну, некоторые из его людей были убиты, а сам он спасся с большим трудом».  Вот так встречал Святослав  все попытки  обратить его в христианство. Может быть, именно по этой причине о нем так мало написано в летописях…


Признание и приношение дани Святославу вятичами. ПВЛ.
ПОБЕДА НАД ХАЗАРАМИ

«Когда Святослав вырос и возмужал, стал он собирать много воинов храбрых, и быстрым был, словно пардус (барс), и много воевал. В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и зажарив на углях, так ел; не имел он шатра, но спал, постилая потник с седлом в головах, - такими же были и все остальные его воины. И посылал в иные земли со словами: «Иду на вы». И пошел на Оку реку и на Волгу, и встретил вятичей, и сказал вятичам: «Кому дань даете?». Они же ответили: «Хазарам - по щелягу с сохи даем». В год  965 пошел Святослав на хазар. Услышав же, хазары вышли навстречу во главе со своим князем Каганом и сошлись биться, и в битве одолел Святослав хазар, и столицу их и Белую Вежу взял. И победил ясов и касогов».


Битва Святослава с хазарами. ПВЛ.

Вот и все, что в Повести временных лет сказано о разгроме Святославом  Хазарского Каганата - буквально три строчки.  Но это же  разгром мощнейшего современного богатого  государства-противника с регулярной армией, существующего пять (!) веков, масштабами своими сопоставимого с Византией!  Да одному этому походу на хазар должно было не одну песнь сложить, не одну повесть  посвятить, уж точно гораздо более достойного памяти, чем, к примеру,   бесславный поход  князя  Игоря на половцев, которому посвящено аж целое «Слово о полку Игореве». Сколько страниц исписано Нестором в восхищении «местями» княгини Ольги несчастным древлянам! Однако, о сокрушении Святославом могучего Хазарского Каганата  всего три невзрачных строчки в «Повести временных лет», словно вовсе и не рад киевский летописец Нестор победе русских над хазарами.


Хазарский Каганат 650 - 969 гг.

Это  воинственное государство  подмяло под себя множество народов, в том числе восточных славян.  К Х  веку  это государство паразитировало на  торговых путях, став сборщиком дани с международной транзитной торговли. Однако, 23-летний князь Святослав решился пресечь гегемонию этого опасного соседа на столь огромных соседствующих территориях.   В 964 году он освободил  последнее зависимое от хазар славянское племя вятичей, а в следующем 965 году окончательно разбил  хазарское войско с каганом во главе и захватил город Саркел, который с этого времени стал русским городом Белая Вежа, и Самкерц (Тмутаракань). Затем, в 966 году русы  разгромили Итиль и Семендер. Хазары были окончательно разбиты и рассеяны по лицу земли. Этот момент считается концом Хазарского государства, которое отправил в небытие именно молодой великий князь Святослав Игоревич.



Приношение греками дани Святославу. ПВЛ.

Не  засиживаясь и не почивая  на лаврах  победителя в Киеве, уже в  967 году по договору с   византийским императором, не способным покорить эти трудные земли,  «пошел Святослав на Дунай на болгар. И бились обе стороны, и одолел Святослав болгар, и взял городов их 80 по Дунаю, и сел княжить там в Переяславце, беря дань с греков». И понравилась Святославу эта земля, и решил он не уходить оттуда, стал считать ее своей, завоеванной мечом и кровью.
В год 968 пришли впервые печенеги на Русскую землю, а Святослав был тогда в Переяславце, и заперлась Ольга со своими внуками - Ярополком, Олегом и Владимиром в городе Киеве. И осадили печенеги город силою великой: было их бесчисленное множество вокруг города. И послали киевляне к Святославу со словами: «Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул, а нас чуть было не взяли печенеги, и мать твою, и детей твоих. Если не придешь и не защитишь нас, то возьмут-таки нас. Неужели не жаль тебе своей отчины, старой матери, детей своих?».


Послание Ольгой вести к Святославу о печенегах. ПВЛ.

Услышав это, Святослав с дружиною быстро сел на коней и вернулся в Киев. Печенегов от одной вести о возвращении грозного и непобедимого Святослава, словно ветром сдуло.  Святослав же «приветствовал мать свою и детей и сокрушался о перенесенном от печенегов. И собрал воинов, и прогнал печенегов в степь, и наступил мир».


Бегство печенегов от Киева при извести о подходе Святослава. ПВЛ.
В год 969 сказал Святослав матери своей и боярам своим: «Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае - ибо там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли - золото, паволоки, вина, различные плоды, из Чехии и из Венгрии серебро и кони, из Руси же меха и воск, мед и рабы». Хм… середина, центр? Как-то умолчал летописец Нестор про Чехию и Венгрию, может, и о многом о чём еще умолчал, что делает  Переяславец на Дунае серединой, т.е. центром,  владений Святослава? Отвечала ему престарелая Ольга: «Видишь - я больна; куда хочешь уйти от меня?» - ибо она уже разболелась. И сказала: «Когда похоронишь меня, - отправляйся куда захочешь». Через три дня Ольга умерла.  Святослав с сыновьями похоронил княгиню и крепко задумался.


Смерть, оплакивание и погребение княгини Ольги. ПВЛ.

СВЯТОСЛАВ НАВСЕГДА ПОКИДАЕТ КИЕВ

Не люб был ему Киев. Не чувствовал он его своим городом. Скорее всего, причиной тому было то, что все эти города «принадлежали» его роду - всему роду Рюриковичей. А Святослав с его мировоззрением воина-покорителя считал своим только то, что добыл  своим мечом, потом и кровью.  А Киев-то наследный…  Со всех сторон слышались упреки, причитания и нытье, что он-де родным государством не занимается, а только воюет.  Словно  он не расширяет границы, не устраняет все опасности вокруг этого самого государства, не защищает его,  а прохлаждается где-то вдали. Да не будь у Киева такого Святослава давно и Киева-то не было бы.   А тут и сыновья подросли, отца почти не видевшие.


Княжение Владимира в Новгороде. Отъезд Святослава в Переяславец. ПВЛ.

Кем  была мать Ярополка и Олега неизвестно, но видимо, какая-то знатная особа. А вот третий сын Владимир был рожден от ключницы Малуши, т.е. был не только младшим, но и бастардом. И вот в в 970 году «пришли новгородцы к Святославу и, прося себе князя: «Если не пойдете к нам, то сами добудем себе князя». И сказал им Святослав: «А кто бы пошел к вам?». И отказались Ярополк и Олег. И сказали новгородцы Святославу: «Дай нам Владимира». Он же ответил им: «Вот он вам». И взяли к себе новгородцы Владимира, и пошел Владимир в Новгород».  Ярополку же, как старшему, Святослав отдал Киев, а Олега посадил у древлян. И, знать не зная, ведать-не ведая,  заложил Святослав этим первым распределением власти такую мину замедленного действия на Руси, что назовется междоусобицей. И отправился поскорее от этого постылого места в Болгарию, в разлюбезный его сердцу Переяславец.  Да только за это время болгары, подзуживаемые греками-византийцами, отвергли русского князя и заперлись от него  в городе, и пришлось Святославу снова завоевывать город.


Подступ Святослава к Переславцу и его захват. ПВЛ.

И была сеча велика, и стали одолевать болгары. И сказал Святослав своим воинам: «Здесь нам и умереть; постоим же мужественно, братья и дружина!» И к вечеру одолел Святослав, и взял город приступом, и послал к грекам  в Царьград  со словами, ибо понял кто стоит за всем этим: «Хочу идти на вас и взять столицу вашу, как и этот город». И сказали греки: «Невмоготу нам сопротивляться вам, так возьми с нас дань и на всю свою дружину и скажи, сколько вас, и дадим мы по числу дружинников твоих». Так говорили греки, обманывая русских, ибо греки лживы и до наших дней. И сказал им Святослав: «Нас двадцать тысяч», и прибавил десять тысяч: ибо было русских всего десять тысяч. И выставили греки против Святослава сто тысяч, и не дали дани. И пошел Святослав на греков, и вышли те против русских. Когда же русские увидели их - сильно испугались такого великого множества воинов, но сказал Святослав: „Нам некуда уже деться, хотим мы или не хотим - должны сражаться. Так не посрамим земли Русской, но ляжем здесь костьми, ибо мертвые сраму не имут. Если же побежим - позор нам будет. Так не побежим же, но станем крепко, а я пойду впереди вас: если моя голова ляжет, то о своих сами позаботьтесь». И ответили воины: «Где твоя голова ляжет, там и свои головы сложим». И исполчились русские, и была жестокая сеча, и одолел Святослав, а греки бежали.


Сражение Святослава с греками. Поражение греков. ПВЛ.

Как мы видим, даже в такой ужасной, заведомо проигрышной ситуации военный гений,  удача и отвага не изменили Святославу. Захват Болгарии совершенно не устраивал Византию, которая с опозданием поняла, что   вместо слабосильно христианского соседа в лице болгарского царька, которого они пожелали низвергнуть чужими руками, по своему же почину заполучила прямо под боком наигрознейшего  языческого соседа в лице Святослава-Победителя, которому повсюду сопутствует победа и воинский успех.  И тогда на сцену вышла знаменитая византийская хитрость.


Принесение греками даров Святославу. ПВЛ.

Заключив со Святославом мир, византийцы втайне стали готовиться к войне. Была собрана очень сильная и мобильная армия небольшим числом в 5000 человек, которая незаметно подошла к Переяславцу, следом за ней, зажимая  русских в клещи,  шла большая византийская армия. Русские числом 8000, пребывая в веренности о мире с византийцами, узнали о походе на них  императора, только когда войско  его оказалось  уже под стенами города. И началась  осада.  Святослав, который был в другом месте с небольшой дружиной,  попытался пробиться к осажденному городу, но на его пути стояла огромная армия императора. И ему спешно пришлось укрыться в стенах крепости  города Доростол.

Воевать в чистом поле мечом и копьем - это привычно и любо Святославу. Сидеть же в осаде в городе, который тебе к тому же тебе не родной, который ты сам недавно взял мечом и кровью и в котором тебя считают захватчиком  - это совеем другое дело.  И через 3 месяца изнурительной осады - с измором, голодом, поджогами , с растущими потерями среди своих,  Святослав решился искать мира  с византийцами.


Прием Императором послов от Святослава. ПВЛ.

И те вновь согласились на мир. Святослав обязался покинуть Болгарию, а Византия обещала беспрепятственно пропустить его к родным берегам и  для виду даже возобновила старый полузабытый торговый договор, позволяющий русским привозить свои товары в Константинополь.
ГИБЕЛЬ СВЯТОСЛАВА

Святослав  с малыми  остатками дружины направился домой, в Киев.  Но на Белобережье, не доходя до порогов Днепра, пришлось им зазимовать до большой весенней воды, ибо шли они на стругах.


Возвращение Святослава с дружиной к Киев. ПВЛ.

Что ждало Святослава в Киеве, где  он оставил править старшего сына ? И почему он не пошел со своим воеводой Свенельдом конным маршрутом, а остался тяжко зимовать всего в каких-то 600 км от Киева? Это ж всего дней десять пути пешим, а на конях с поклажей меньше чем за неделю  дошел бы, как благополучно дошел до Ярополка Свенельд.


Зимовка князя Святослава с дружиною в Белобережье. ПВЛ.

Да, видать,  так тяжко было возвращаться Святославу  в родной Киев, так угнетала его эта необходимость, что предпочел он встать на мучительное зимовье, голодать, но  оттянуть до весны неприятное возвращение. А может, гордость не позволяла Святославу вернуться в Киев побежденным.
А на порогах Днепра в засаде ждали Святослава печенеги, которых снабдили информацией о маршруте  и большом богатстве у князя на борту коварные византийцы, прекрасно понимая, что  рано или поздно Святослав оправится от поражения, а значит, Святослава нужно уничтожить пока он еще уязвим и не дошел до стен родного города.  Причем желательно уничтожить чужими руками - излюбленная  тактика Византии.

И по весне, когда проходил князь по высокой воде пороги, напали на Святослава печенеги «и убили его, и взяли голову его, и сделали чашу из черепа, оковав его, и пили из него»...


Убийство князя Святослава печенегами. ПВЛ.

Но вот загадка: почему сыне не выслали ему подмогу отцу, уже точно зная от Свенельда, где стал стойбищем израненный отец и что на порогах ждут его печенеги? Почему сам Свенельд со свежей дружиной  не вернулся к порогам и не прогнал печенегов? А может быть, не только византийцы умели убирать неудобных соперников чужими руками? Теперь можно только гадать, в том числе и  об истинных причинах последующей вражды между братьями - в чем на самом деле они друг друга обвиняли после смерти отца...

«А всех лет княжения Святослава было 28. В год 973 начал княжить Ярополк». Стало быть, пока был жив Святослав, Ярополк лишь исполнял обязанности великого князя киевского.

Вот так. И нет ни могилы у Святослава, ни точной даты смерти. Никто из сыновей, которым он оставил огромное государство, не нашел  его кости и не похоронил с почетом и  миром. И не было никакого плача по Святославу, никаких могильных курганов в его честь, никакой похоронной тризны. Ни капли сожаления о таком великом воине не слышится и в повести киевского  летописца Нестора.     И все, что нам осталось от могучего воина, сравнимого по масштабам завоеваний и  расширения славянской «ойкумены»  с Александром Македонским, это три знаменитые фразы: 
«Иду на вы»
«Да не посрамим земли Русской»
«Мертвые сраму не имут»

ИСТОРИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ДЕЯНИЙ КНЯЗЯ СВЯТОСЛАВА ИГОРЕВИЧА

Придворный  кабинетный историк  Н.М. Карамзин  пишет о князе Святославе: «сей Александр [Македонский] нашей древней Истории, который столь мужественно боролся с врагами и с бедствиями; был иногда побеждаем, но в самом несчастии изумлял победителя своим великодушием; равнялся суровою воинскою жизнию с Героями Песнопевца Гомера и, снося терпеливо свирепость непогод, труды изнурительные и все ужасное для неги, показал Русским воинам, чем могут они во все времена одолевать неприятелей. Но Святослав, образец великих Полководцев, не есть пример Государя великого: ибо он славу побед уважал более государственного блага и, характером своим пленяя воображение Стихотворца, заслуживает укоризну Историка».
Надо же… "укоризну Историка"…  не от обласканного властью и негой  кабинетного историка Карамзина ли та укоризна? А что же историк Карамзин, сравнивая Святослава с Александром Великим, не укоряет последнего, который во славу побед как  покинул в 22 года  родную Грецию, так за все 11 лет сплошных походов в далеких странах на родину ради государственного блага  так и не вернулся?

Другой именитый историк С.М. Соловьев так оценивает жизнь и деяния князя Святослава: «Олег и Ольга соединены в предании одним характером: оба представляются нарядниками земли, мудрыми, вещими; Игорь между ними является воином неотважным, князем недеятельным, вождем дружины корыстолюбивым. Святослав представлен образцом воина и только воина, который с своею отборною дружиною покинул Русскую землю для подвигов отдаленных, славных для него и бесполезных для родной земли». Вот такой приговор могучему русскому князю Святославу от русского историка - ни много ни мало - «бесполезных для родной земли».

Мне совершенно понятно, почему  православная церковь не любит и не ценит Святослава после его отказа принять христианство.  По церковному календарю у  нас вообще в  чести все больше мученики, жертвы и страстотерпцы, причем очень часто чужие, а вовсе не великие мужья-победители и великие деятели нашей собственной истории.  Но отчего у официальных-то, вполне  светских историков мы видим столь пренебрежительное отношение к   прославленному победами князю Святославу, который завоевал для потомков  всю Волгу, сокрушил могучий  Хазарский Каганат, уничтожил все опасные силы, существующие тогда  вокруг Руси? Может, потому что он захватил территории, разрушил сообщества тех родов, которые потом, а может,  и поныне управляют этой территорией и не хотят возвеличивать того, кто разрушил их собственное великое прошлое?

Что думаете обо всем этом, друзья? Мертвые и вправду сраму не имут?
____________________________________

Со всеми статьями цикла «Утраченная история» вы можете ознакомиться, нажав на кнопку
Утраченная история

Утраченная история, cherry, Загадки истории

Previous post Next post
Up