Классические музыкальные пристрастия некоторых литературных героев.

Sep 14, 2021 11:09

Здравствуйте уважаемые.
Читая еще одну книгу Бернар Миньера по комиссара Серваса в очередной раз прочел о любви как главного героя, как и главного к творчеству Густава Малера.


Достойно, достойно...

image Click to view


Но вот решил вспомнить еще и других известных персонажей литературы, у которых была явная страсть именно к классической музыке. Таких героев, естественно, немало, поэтому почти уверен, что этот пост будет иметь продолжение. Но пока так, кого сходу вспомнил. Буду рад, если и вы назовете кого-нибудь в комментариях.


Итак...
Конечно же сразу вспоминается занятие скрипкой самого знаменитого детектива в истории литературы :-) У него даже скрипка Страдивари была. Хотя, скорее всего, поддельная:
"Мы отлично позавтракали; за столом Холмс говорил только о скрипках и с большим воодушевлением рассказал, как он за пятьдесят пять шиллингов купил у одного еврея, торгующего подержанными вещами на Тоттенхем-Корт-роуд, скрипку Страдивариуса, которая стоила по меньшей мере пятьсот гиней".


Играл он разные этюды, в том числе и сложные. Того же Мендельсона по просьбе Ватсона. Но вот кто был его любимым композитором. Это большой вопрос. Я считаю, что это Пабло де Сарасате. Вот что мы узнаем в "Союзе Рыжих":


"Сегодня в Сент-Джеймс-Холле играет Сарасате ... В программе концерта много немецкой музыки, мне она гораздо более по сердцу, чем французская или итальянская. Немецкая музыка богата глубокими мыслями, а мне как раз необходимо кое о чём поразмыслить".

image Click to view



Пойдем дальше.
Очень много классической музыки в нашей классической литературе
Пронизан музыкой самый известный роман Ивана Гончарова "Обломов".


Так Андрей Штольц был фаном французского композитора Анри Герца

image Click to view


, сам Илья Обломов предпочитал вокальную музыку. Хорошо пела и Ольга Ильинская, особенно ценила Франца Шуберта. А главное, и Обломов, и Ильинская восторгались оперой Винченцо Беллини «Норма». Каватина Нормы «Casta diva» проходит через весь роман.

image Click to view


В повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет» упоминается «Соната для фортепиано № 2» Бетховена.


"Она почти ни одной секунды не сомневалась в том, что Женни сыграет то самое место из Второй сонаты, о котором просил этот мертвец с смешной фамилией Желтков. Так оно и было. Она узнала с первых аккордов это исключительное, единственное по глубине произведение. И душа ее как будто бы раздвоилась. Она единовременно думала о том, что мимо нее прошла большая любовь, которая повторяется только один раз в тысячу лет. Вспомнила слова генерала Аносова и спросила себя: почему этот человек заставил ее слушать именно это бетховенское произведение, и еще против ее желания? И в уме ее слагались слова. Они так совпадали в ее мысли с музыкой, что это были как будто бы куплеты, которые кончались словами: «Да святится имя Твое»".


image Click to view



И еще чуть-чуть Бетховена. Вспомним повесть И.С. Тургенева «Несчастная».


"Я с детства любил музыку, но в то время я еще плохо понимал ее, мало был знаком с произведениями великих мастеров, и если бы г. Ратч не проворчал с некоторым неудовольствием: «Aha! wieder dieser Beethoven!» («Ах! опять этот Бетховен! (нем.)»), я бы не догадался, что именно выбрала Сусанна. Это была, как я потом узнал, знаменитая Ф-мольная соната, opus 57. Игра Сусанны меня поразила несказанно: я не ожидал такой силы, такого огня, такого смелого размаха. С самых первых тактов стремительно-страстного allegro, начала сонаты, я почувствовал то оцепенение, тот холод и сладкий ужас восторга, которые мгновенно охватывают душу, когда в нее неожиданным налетом вторгается красота»".

image Click to view



Профессор Преображенский в "Собачьем сердце" любил оперетту, а также напевал: "От Севильи до Гренады..."


Это великий Петр Чайковский «Серенада Дон Жуана».


image Click to view



В «Евгении Онегине» соседка Ленского Дуня поет арию Лесты «Приди в чертог ко мне златой!» из «Днепровской русалки» переделанного  Фердинанда Кауэра.


image Click to view



Очень много музыки в Пушкинских "Маленьких трагедий".


Там указывается целая плеяда композиторов XVIII столетия - Глюка, Пиччини, Гайдна. А главные музыкальные произведения в трагедии - Реквием Моцарта, его опера «Дон Жуан» и ария «Voi che sapete» из «Свадьбы Фигаро»


image Click to view



Не чужд музыки был и Достоевский. В повести «Белые ночи» он упоминает сцену из оперы Мейербера «Роберт-дьявол»,

image Click to view


а эпизод, где Мечтатель убеждает Настеньку написать письмо возлюбленному, перекликается со сценой из оперы Россини «Севильский цирюльник» - персонажи Достоевского распевают:


- Но письмо, письмо! Ведь прежде нужно письмо написать! Так разве послезавтра все это будет.
- Письмо… - отвечала Настенька, немного смешавшись, - письмо… но…
<…>
- R, o - Ro, s, i - si, n, a - na, - начал я.
- Rosina! - запели мы оба.

image Click to view



На страницах чеховских произведений можно встретить упоминание мелодий и других композиторов - Глинки и Даргомыжского, Бородина и Шуберта, Гуно и Листа. Да и сами названия часто связаны с музыкой - «Скрипка Ротшильда», «Контрабас и флейта», «Певчие», «Хористка», «Тапер». Там действительно много.


Ну и под конец сегодня вспомню Милана Кундеру. В его главном произведении "Невыносимая легкость бытия " главная героиня очень любила Бетховена.


image Click to view


Вот как то так.
Надеюсь, вам было интересно.
Жду ваших комментариев
Приятного времени суток.

id77

Previous post Next post
Up