Продолжаем наш увлекательнейший сериал «Утраченная история»…
Родня… ох, уж эта родня. Никуда от нее не денешься, и даже могут быть препротивные отношения внутри рода между отдельными личностями (особенно в борьбе за какой-нибудь престол вплоть до братоубийства), однако в целом царский род - это такой же род, который обладает громадной силой и властью над всеми своими членами. Род - это не только кровные узы, это еще и ментальное и культурное родство, одни и те же ценности и ориентиры. А главное, общая цель - сохраниться, укрепиться, не захиреть, а по-возможности, распространиться и рсширить свое влияние. Как же распространяется и расширяется любой род? Конечно, через браки. Породниться с другим хорошим родом - большая честь и удача, благотворно сказывающаяся на всех членах рода. Всё влияет и отражается на всех. Тем более в династиях. Давайте же посмотрим с кем заключались династические браки в многочисленной плеяде князей православной Киевской Руси.
Ну как православной?... Как-то очень сильно смущает, что среди имен всех этих князей нет ни одного с именем хоть какого-нибудь греческого святого, а ведь это очень странно, если они крестились по византийскому обряду. Ну, так наверное они хотя бы жен себе выбирали из православного греческого мира и дочерей своих выдавали исключительно за византийских наследников? А давайте посмотрим.
Начнем, пожалуй, со знаменитого Владимира нашего Святого Крестителя всея Руси. Кстати, вы в курсе, что князь Владимир не только православный, но еще и католический святой? И хотя в язычестве князь Владимир был известен как «великий распутник», у него имелись и жены. И кто же у нас жены?
Языческая жена Рогнеда Рогволдовна - княжна полоцкая (польская), дочь князя полоцкого князя Рогволда, насильно взятая Владимиром в жены. Там была очень некрасивая история с обеих сторон. Сначала Рогнеда не захотела выходить за «робича» (раба) Владимира, рожденного чуть ли не от ключницы, отдавая предпочтение его законнорожденному брату, обдав по полной густопсовым польским высокомерием наглого байстрюка. А в ответ оскорбленный таким отказом бастард Владимир, не привыкший к отказам и привыкший к жесткому обращению с женщинами, решился на войну с рогнедовым папашей и победил его. А потом, по совету друзей, прямо при родителях изнасиловал высокомерную девицу, а потом убил на ее глазах и отца и всех ее братьев, а саму силой взял в жены, как и планировал изначально. Ну а что? Мужик сказал - мужик сделал!
Ну и нарожала ему с ненавистью в глазах эта Рогнеда кучу детей. Почему с ненавистью? Да потому что, уже будучи женой, которую он, видать, продолжал регулярно насиловать на законных правах, однажды пыталась заколоть его ночью кинжалом. Да не иначе какой-то языческий бог уберег Владимира для будущих деяний: проснулся Владимир, выбил кинжал из рук благоверной и сразу же хотел ей этим же кинжалом горло перерезать, да на материнские крики прибежал их десятилетний сынок Изяслав, схватил отцовский меч и встал на защиту матери перед отцом. Ну, тут все оценили смелость мальца, и только благодаря ей Владимир, опять же по совету друзей, сохранил жизнь им обоим. Всего за все "счастливые" годы пребывания женой будущего святого языческая Рогнеда нарожала князю: будущего полоцкого (польского) князя Изяслава Владимировича, Ярослава нашего Мудрого, великого князя Всеволода, а также трех дочерей: Предславу и Мстиславу (обе угодили в наложницы к польскому князю Болеславу I Храброму), и Премиславу, удачно выданную за венгерского князя Ласло Лысого.
Вторая языческая жена Владимира «Чехиня» Олова (Стослава) - она же богемская княжна Мальфрида, мать старшего сына Всеслава.
Третья жена «Болгарыня» Милолика - дочь царя дунайских болгар Петра, от которой родились Борис и Глеб.
И наконец, четвертая, православная жена Анна Византийская - внучка византийского императора Константина Багрянородного Мономаха, который, помирая, вообще-то заповедовал сыну своему: «Если когда-либо народ какой-нибудь из этих неверных и нечестивых северных племен попросит о родстве через брак с василевсом ромеев, то есть либо дочь его получить в жены, либо выдать свою дочь, василевсу ли в жены или сыну василевса, должно тебе отклонить и эту их неразумную просьбу. Поскольку каждый народ имеет различные обычаи, разные законы и установления, он должен держаться своих порядков, и союзы для смешения жизней заключать и творить внутри одного и того же народа".
Однако что было делать, когда в 988 году войска Владимира осадили гречекую Корсунь, в которой в то время находилась византийская принцесса, и Владмир в своем духе потребовал ее себе в жены. Вот что было делать византийцам? Братья убеждали Анну пойти за Владимира, а то, неровен час, он после Корсуни на Царь-град пойдет, да и судьбу приснопамятных братьев Рогнеды тоже наверное не сильно желали разделить.В общем, рыдала Анна, да кто бы ее слушал: "Иду, как в полон, лучше бы мне здесь умереть". Но выходя замуж, поставила условие, что выйдет лишь за того, кто одной с ней веры. А поскольку князь Владимир итак размышлял над выбором веры, то вот он и определился. В браке Анна Византийская родила лишь дочь Добронегу Марию, выданную впоследствии почему-то не за византийца, а за польского короля Казимира I Восстановителя.
Сын же Владимира Ярослав Владимирович (Мудрый) связал свою судьбу с принцессой Ингигердой, дочерью шведского короля Олфа Шетконунга, а из десяти их детей все женились или выходили замуж за иноземцев. Так старший сын Изяслав стал мужем сестры польского короля Казимира. Игорь женился на дочери саксонского маркграфа. Вячеслав с дочерью графа Штадского. Дочери Ярослава сосватаны: одна - за французского короля Генриха I, другая - за норвежского короля, третья - за венгерского. Изяслав свою дочь отдал за польского короля Болеслава. Дочь великого князя Всеволода отдана за маркграфа Шаденского, а затем за германского императора Генриха IV.
Если вы думаете, что в те времена церкви еще окончательно не разделились (хотя это большое заблуждение), то и в XII веке продолжалось все то же самое. Дочери великого князя Святослава Изяславича отданы замуж за польского короля Болеслава Кривоуста и за венгерского королевича. Знаменитый Владимир Мономах сам женат на Гите Уэссекской, дочери англосаксонского короля Гарольда II Английского, его сын Мстислав женился на Инге Христине, дочери шведского короля, а старшая его дочь сначала была замужем за норвежским королем, а затем за датским.
Великий князь Всеволод Большое гнездо выбрал в жены дочь чешского аристократа Василько Брячеславича.
Словом, оооочень много браков правящей прослойки Киевской Руси, просто подавляющее большинство, заключалось с католиками и католичками. Случаи же родства с византийскими монархами случаются редко, скорее в виде исключений. Кроме Владимира Святого, Всеволод Ярославич был женат на греческой царевне, дочь Мстислава Владимировича была выдана за одного из сыновей византийского императора, да дочь Владимира Мономаха (Марица) - за греческого царевича Леона-Диогена.
Вот такие династические браки. «Муж и жена - одна сатана» - исконная народная мудрость, верная и для княжеских хором. В этих княжеских браках рождаются дети, порой просто огромное количество детей, которые усваивают ценности родителей и будут потом творить историю. Трудно предствить, что такие династические браки, как минимум, не свидетельствуют о сильных католических веяниях в киевской элите тех времен, а значит, и о плотном вовлечении ее в католические дела. Ну а как иначе? По-другому не бывает. Это же не только политические союзы, но и тесные семейные узы, а за ними стоят не только текущая политика, но и воспитание, религия и образ жизни потомков. И влияние на все древо рода.
А теперь сопоставьте с тем, о чем говорилось в других статьях цикла, начиная с Кирилла и Мефодия. Вспомните, череду крещений государей западных славян под давлением немецкой династии Оттонов. С чего бы Оттонам остановливаться на Моравии, а не продолжать свою экспансию на восток? Тем более, когда образовалась Священная Римская Империя, провозгласившая своей главной миссией распространение христианства. Как минимум, они пытались это сделать через элиту Киевской Руси, подминая ее под себя через династические браки - самый распространенный инструмент всех времен и народов. Было бы странно отказываться от этого. Ведь восточнее Киева распространялись огромные неохваченные территории со многими разнообразными народами, которые неплохо бы подчинить и провозгласить своими. Как с западным вариантом веры на территории Киевской Руси пыталась конкурировать ослабевающая и все более уходящая на второй план Византия, тоже видно по количеству браков с константинопольскими наследниками. Кстати, количество браков киевских князей с византийскими принцессами сопоставимо с браками с дочерьми пловецкого хана, которые нет-нет да изредка случались.
Так что судите сами, кто на кого и как влиял.
Со всеми статьями из цикла «Утраченная история», Вы можете ознакомиться, нажав на эту кнопку:
Утраченная история