Как получить от читателя обратную связь?

Jul 28, 2021 21:36



Не иначе как в результате предыдущей темы пришла мне сегодня в голову одна странная мысль. Вот сейчас пишущий человек, опубликовав свою книгу или статью, может практически сразу получить обратную связь от читателей,  отклик  - отзывы, комментарии в сети. И это, конечно, благо. Потому что для писателя, как мне кажется, нет ничего губительнее тишины и безответности. Недаром говорят, что неизвестность хуже всего.

Ведь если бы писателю было бы все равно, то он бы и не публиковал бы свое «детище», а положил бы в стол - вот тогда можно было бы сказать, что точно написал для себя. Ан нет. Так делают оооочень немногие. Большинству писателей оооочень нужен читатель. Очень нужны все эти отзывы, комментарии, лайки… и даже дизлайки - в некоторых особо эпатажных случаях.

Но как же с этой проблемой справлялись писатели прежних времен? Как они могли узнать о том, пришлось ли по сердцу людям их произведение?  Конечно, тогда роль публики выполняли критики. И эти критики были самым ужасным бичом писателей. Вспомните, как убивался несправедливой, на его взгляд, критикой главный герой Булгакова в романе «Мастер и Маргарита»! Сколько времени автор выделил этому в сущности заурядному персонажу Латунскому  -  аж целую главу посвятил разгрому  его квартиры и утопил в ванне его пиджак.  «Да, по гроб жизни должен быть благодарен покойному Берлиозу обитатель квартиры N 84 в восьмом этаже за то, что председатель МАССОЛИТа попал под трамвай, и за то, что траурное заседание назначили как раз на этот вечер. Под счастливой звездой родился критик Латунский».  Это же целиком выдает степень страдания писателя, которого наверняка в реальной жизни однажды заставил страдать  какой-то критик.

Но критики - это полбеды. Критик - это хоть какая-то реакция на твой труд. А вот если нет НИКАКОЙ реакции? Даже от издателя.  Вот отправил ты, к примеру,  рукопись в издательство и ждешь ответа. Сначала надеешься, ждешь положительного решения.  Потом ждешь хотя бы объективного (мол, сыровато, непрофессионально, необходимо доработать и т.д.).  Но самая тоска, на мой взгляд, когда не приходит НИКАКОГО ответа.  Болото поглотило камень и даже кругов не пошло.  Ноль. Тишина.  Хуже этого может быть разве что такая ситуации, когда твой единственный  слушатель уснул в то время, как ты читал ему свой роман. Так не ровен час и второй том «Мертвых душ» в печке спалить.

И в то же время  есть, есть авторы, которым явно совершенно безразлично  есть ли читатели у их детища или их вовсе нет.  На ум лично мне сразу приходит приснопамятный товарищ Панферов с его четырьмя томами «Брусков», которые, думается,  никто и никогда не читал, кроме профессиональных  советских критиков по заданию партии.  Четыре тома!!! Так и представляется такой бульдозер, который прет себе к своей цели - выдать на гора мега-роман  о почве, жирной грязи на сапогах и любви в сырых стогах. Да чтоб не меньше чем у Толстого или Шолохова! А есть там у него читатели, или его книги покупаются, чтобы только место в книжном шкафу заполнить - да хоть трава не расти.

И все же… как же обходились без обратной связи писатели прошлого? Это ж какой духовный подвиг - выпустить свой роман в неизвестность... и ждать, ждать... И как вообще вы, люди пишущие - и статьи и комментарии (а комментарии порой бывают интереснее и круче самих статей) - относитесь к тому, когда на написанное вами  нет отклика?

Литература, Век живи - век учись, cherry

Previous post Next post
Up