Кёнигсбергская летопись - основа русской истории!

Jul 14, 2021 22:54




Если спросить любого из нас про древнейшую историю Руси, то  каждый худо-бедно, но все же расскажет о Рюрике и варягах. Древним словом «варяги» в те стародавние времена называли  не только  скандинавские народы, но также  наемных воинов. Слово это  плотно вошло в наш лексикон и неожиданно живо до сих пор - варягами мы сейчас называем начальников, которых приглашают на ключевые управленческие  позиции в компанию со стороны. Видите, как глубоко въедаются архетипы. А по сути это  догмы, которые впитываются нами с молоком матери. Но на самом деле вся наша древняя история - это всего лишь теория или даже гипотеза, которую нам преподносят под видом Истины.



На чем же базируется древняя история Руси. В сущности это один-единственный документ, который называется «Повесть временных лет» - наиболее ранняя русская летопись, сохранившаяся в полном объеме до наших дней.  Автором ее является монах Киево-Печерского монастыря по имени Нестор. Написал он свою летопись где-то в 1110-х годах от Рождества Христова и вел ее от библейских времен и закончил 1117 годом.  Мне, конечно, и так-то было бы не очень понятно, как можно описывать события, современником которых ты не являешься, но дело-то даже не в этом. И даже не в том, что этот Нестор из Киево-Печерской лавры входил в окружение пропольского князя Святополка Изяславовича. И даже не в том, что текст летописи подвергался минимум трем правкам. А в том, что этой летописи попросту нет. Ну, нет оригинала и все! И все, что мы знаем о «Повести временных лет», мы знаем из более поздних списков.
Известно пять летописей, пять списков «Повести временных лет»:
  1. Лаврентьевская летопись (1377) -  создана монахом Лаврентием по заказу Суздальско- Нижегородского князя Дмитрия Константиновича, носит следы  редактирования изначальной «Повести ременных лет» игуменом  киевского Выдубицкого Михайловского монастыря Сильвестром в интересах Владимира Мономаха после смерти враждебного ему Святополка Изяславовича. Сохранилось 173 листа, утеряны 12 листов. Сейчас отсутствуют между листами 9-10 шесть листов о событиях 6406-6429 (898-921) годов, после л. 169 - пять листов о событиях 6771-6791 (1263-1283) годов, после л. 170 - один лист о событиях 6796-6802 (1288-1293) годов[
  2. Радзивилловская/Кёнигсбергская  летопись (конец XV века)
  3. Московско-Академический список (конец XV века)
  4. Ипатьевская летопись (1420-е года). В XVII веке этот список находился в Ипатьевском монастыре под Костромой, откуда летопись и получила название. В 1809 году она была найдена в Библиотеке Петербургской Академии наук историографом Николаем Карамзиным. Список написан пятью разными почерками.
  5. Хлебниковский список (конец 1550-х годов). Список был обнаружен внезапно опять же Николаем Карамзиным в том же 1809 году среди рукописей купца П.К. Хлебникова.



Мне очень нравится, как литератор Николай Карамзин, автор «Бедной Лизы», журналист, главный литературный деятель всея Руси тех лет, вдруг становится настоящей ищейкой артефактов. То там обнаруживает летописи, то здесь. Не много ли находок  для одной человеческой жизни и тем боле для одного года?

Давайте же возьмем для примера Радзивилловскую летопись. Другое название Радзивилловской летописи - Кёнигсбергская летопись, которая является летописным памятником начала XIII века, который сам, естественно не сохранился, но с него были сделаны два списка  в XV веке - это собственно Радзивилловский список, иллюстрированный 617-тью миниатюрами,  и Московский академический, которые и представляют собой «Повесть временных лет». Это древнейшая из дошедших до нас летописей: текст завершается первыми годами XIII в. (повествование в Ипатьевской летописи доведено до 1292 г., в Лаврентьевской - до 1305 г.). Это первая дошедшая до нас «лицевая», то есть иллюстрированная летопись, рисунки которых были названы «окнами в исчезнувший мир». Честно говоря, сравнивая эти детские рисунки, например,  с исламской миниатюрой того же периода и тем более с итальянской живописью XIII века, я немного теряюсь…



Хоть Радзивилловская летопись и датируется XV веком, проследить ее историю можно только с  XVIII века. Представляете, основа основ, можно сказать, фундамент русской истории появляется на сцене лишь в 1713 году. Принято считать, что первое упоминание о ней связано с именем  Станислава Зеновича, принадлежавшего к  потомственному роду литовских дворян-католиков. Этот Станислав Зенович якобы подарил летопись полководцу Великого княжества Литовского Виленскому воеводе Яношу Радзивиллу, а его сын Богуслав Радзивилл передал ее в библиотеку Кёнигсбергского университета в конце XVII века.

В 1713 году, когда русский царь Петр I был проездом  в Кенигсберге по делам Северной войны,  ему ненавязчиво показали эту рукопись.  Петр пожелал иметь у себя список и просит   изготовить ему копию, которую ему немедленно делают в том же году и отсылают в Петербург. Эта копия, как впоследствии выяснится, не очень точная и не очень качественная, станет называться Кёнигсбергским списком. С 1728 года этот список хранится в Петербургской Академии наук. Там с ним работал В.Н.Татищев, а после и М.В.Ломоносов. Но факт остается фактом, летопись, которая стала краеугольным камнем русской истории, пришла к нам через шляхетскую семью в XVIII веке.



А в 1758 году императрица Екатерина II запросила из Кенигсберга прислать ей оригинал Радзивилловской летописи, якобы для сравнения копии с оригиналом перед публикацией. Но не вернула, а передала в ту же Академию наук для изучения. Есть также версия, что эту летопись доставили в Петербург как военный трофей из Кенигсберга в ходе Семилетней войны с Пруссией и что разыскивали его там весьма целенаправленно. Так или иначе, но в Академии летопись  попадает в руки академика Августа Шлёцера, который, собственно и писал нашу историю. А помогали ему в этом нелегком труде академик Герард Миллер и академик Готлиб Байер - создатели «норманской теории» русской истории.



Все найденные к тому моменту летописи, с их точки зрения, требовалось подвергнуть предварительной критической обработке, т.е. что-то оставить, что-то исправить, а что-то вообще выбросить.  К тому же Шлецер занялся подготовкой издания Радзивилловского списка, но, увы, вовсе не для русского, а для немецкого читателя. И, как это ни удивительно, впервые Радзивилловская летопись  была опубликована не в России, а внезапно  в Германии... на немецком языке. Возможно, готовилось и русское издание, но… почему-то оно так и не состоялось. А все  подготовленные по ней материалы, над которыми работал еще Ломоносов, сгорели во время пожара в 1812 году.

Получается удивительная вещь - самая древняя и, как говорят историки, самая уникальная летопись впервые издается на русском языке только в конце XX века - в Ленинграде в 1989 году.

До этого летопись издавалась лишь один раз, еще в 1767 году, но не с оригинала, а с того самого петровского списка, в котором оказалось очень много ошибок, неточностей и нестыковок, а в тексте для печати их наделали еще больше.

Но вопрос издания этой летописи обсуждался, и под предлогом изучения перед публикацией летопись не раз оказывалась в частных руках. Из библиотеки Академии наук летопись надолго перекочевала в личное пользование тайного советника Муравьева, а после его смерти оказалась у известного архиографа Оленина.  И никого в Академии наук не смущало, что столь важный, уникальный и бесценный документ так долго находится в частных руках без всякого контроля.
В конечном итоге, летопись вернулась в библиотеку Санкт-Петербургской Академии наук, но что с ней делали все это время, пока она переходила из рук в руки, можно только догадываться.



Сейчас, после академического издания летописи и выпуска факсимильного издания с Радзивилловской летописью  может, наконец, ознакомиться широкий круг исследователей истории.

!История, Утраченная история, cherry, Загадки истории

Previous post Next post
Up