Нас с детства мир пугает смертью,
Не зная, что за жизнью - тело,
И всех волнует век короткий,
А вечность - нам до неё нет дела,
Пока наука не докажет,
Мы убеждений не имеем,
Пока мы в плоти - все в ней тлеем
И умерли ещё до смерти,
Но есть спасенье! Протрезвеем!
Евангелие - узда сознанья,
Страстей порвём тугие сети,
Вернём Суда воспоминанье,
И воскресим при жизни души
Крещеньем, слёзным покаяньем,
Вернём надежду на спасенье
И смерть, как вход в мир наилучший!
Дядя Рулу 2018 год
Смерть в посланиях апостола Павла
Если сопоставить рассмотренную нами антропологию апостола Павла и его учение о смерти и воскресении, то для нас становится ясным, что смерть в понимании апостола есть прямое следствие греха, жизни в теле греховном, оторванном и не примиренным со своим Создателем (Рим.5:12): «Грех вошел в мир через одного человека, а с грехом - смерть, и таким образом, все стали смертными, потому что все согрешили». Конец греха - смерть, а жизнь в теле греха, не омытом крещением, происходит в похотях плоти и отрыве от Бога. Об этом прекрасно написано у Святителя Григория: «А раб удовольствий необходимые потребности делает путями страстей: вместо пищи ищет наслаждений чрева; одежде предпочитает украшения; полезному устройству жилищ - их многоценность; вместо чадорождения обращает взор к беззаконным и запрещенным удовольствиям. Потому-то, широкими вратами вошли в человеческую жизнь и любостяжание, и изнеженность, и гордость, и суетность и разного рода распутство». Св. Григорий Нисский. Творения, ч. VII. М. 1865, с. 522
Грех порабощает человека и ведет к смерти (Рим.6:23): «Ибо возмездие за грех - смерть», но всегда есть возможность обратиться к Богу и принять дар Божий, который есть «жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим.6:23). Каждому человеку дается возможность выбрать Бога и спасение. Здесь вновь стоит привести святоотеческую цитату, которая прекрасно описывает возможность различного выбора при равных условиях. Мы читаем у св. Николая Кавасилы: «И в том различие между праведными и злыми, которые в одних находились узах и тому же подлежали рабству, что одни с неудовольствием переносили оное порабощение и рабство и молились, чтобы разрушено было узилище и разрешились оные узы, и желали, чтобы глава тирана сокрушена была пленниками, а другим ничто настоящее не только ни казалось странным, но они еще утешались, находясь в рабстве. И в оные блаженные дни были подобные им, кои не приняли воссиявшего в них Солнца, и старались, сколько можно, погасить Его, делая все, что, по их мнению, могло уничтожить лучи Его. Потому одни освободились от рабства в аде, когда явился Царь, другие же остались в узах». Св. Николай Кавасила. Семь слов о жизни во Христе. М.: 1874, с. 13
Если же человек принимает Бога через веру, дела любви и крещение, то для него жизнь становится наполненной смысла, и смерть теряет прежний ужас, так как приближает человека к победе над телом греха и облечением (одеянием) во Христа. Об этом прекрасно пишет апостол Павел (Фил.1:22): «Для меня жизнь - это Христос, и смерть - приобретение».
Во Христе смерть побеждена и дар победы над смерть Христос дарует каждому верующему в Него и следующему за Ним (Рим.5:10): «Если мы, в прошлом враги Богу, примирились с Ним через смерть Его Сына, то тем более, примиренные, мы будем спасены Его жизнью!»
Для человека, довольного своим телом греха, жизнь протекает в похотях плоти и ведет к смерти. Как было написано выше, от этого можно избавиться, приобщившись через крещение Христовой победе над смертью и верой в Него, ведущей к жизни в Духе. Что же происходит с телом при воскресении? Попытку дать на ответ на этот вопрос можно увидеть ниже.
Воскресение в посланиях ап. Павла
В воскресении, как пишет апостол Павел, тело греховное преобразится в тело духовное, не знающее смерти и греха: «Мы, находясь в этой хижине, воздыхаем под бременем, потому что не хотим совлечься, но облечься, чтобы смертное поглощено было жизнью» (2 Кор 5,4). В теле духовном человек уже не будет оторван от Бога, но сможет находиться в состоянии Богопознания: «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан» (1 Кор 13,12). Как при жизни в теле греха царствовала смерть, так в теле духовном будет царствовать благодать Божья (Рим.5:21): «Чтобы как грех царствовал и вел к смерти, так и благодать царствовала в праведности, ведущей к вечной жизни в Иисусе Христе, нашем Господе».
Уверенность в воскресении и победе над смертью во Христе - основание для правильного обращения со своим телом в нынешней жизни (1 Кор 6:14-15), ибо ни одно дело, сделанное здесь и сейчас в Господе и силою Духа, не пропадет в Божьем будущем (1 Кор 15:58).
По воскресении тело уже не будет иметь греховных пороков, ведущих от Бога, ибо (Фил. 1:20): «возвеличится Христос в теле моем, жизнью ли то, или смертью». Эту мысль хорошо выражает преподобный Максим Исповедник: «Непреложность произволения во Христе вновь вернула этому естеству через Воскресение бесстрастность, нетленность и бессмертие». Максим Исповедник. Творения. Книга 2. Вопросоответы к Фалассию. Изд. «Мартис».1993. Ответ №42
Поняв, чем являлось воскресение в богословии апостола Павла и почему он так стремился ко встрече со Христом в смерти, можно перейти окончательным выводам.