5 января 1922 года от сердечного приступа умер один из самых удивительных неудачников в истории. Человек, который почти ничего не добился, все время «почти» совершал открытия, «почти» добирался до цели, но в последний момент ему что-то мешало. Человек, который очень хотел разбогатеть, но так и не смог этого сделать и оставил после себя огромные долги. Человек, чье имя очень долго было забыто, и только в последнее время вдруг оказалось, что он был поразительным путешественником с невероятной судьбой. Эрнест Шеклтон...
Эрнест Генри Шеклтон
Шеклтон жил во время «Золотого века» арктических и антарктических экспедиций и принимал участие в удивительных путешествиях, но каждый раз оказывался на вторых ролях. В 1901 году он вместе с Робертом Скоттом на корабле «Дискавери» отправился в Антарктиду. Скотт уже тогда мечтал добраться до Южного полюса - и Шеклтон, конечно, тоже. Скотт, Шеклтон и Эдуард Уилсон добрались аж до 82 градуса южной широты - для того времени это был рекорд, но до Южного полюса дойти не сумели. Шеклтон даже не смог остаться со Скоттом до конца экспедиции - он заболел, и его отправили домой.
Через несколько лет, в 1907 году, Шеклтон повел собственную экспедицию в Антарктиду. На этот раз он не дошел до Южного полюса «всего» на 180 километров - не так уж много в обычной жизни, но невероятно много среди антарктических льдов и снегов. Часть его команды еще поднялась на знаменитый антарктический вулкан Эребус. В общем, достижений было вроде бы много, и король возвел Шеклтона в рыцарское звание - но полюс-то оставался недостижимым.
В 1909 году руководители сразу двух американских экспедиций - Роберт Пири и Фредерик Кук заявили, что каждый из них побывал на Северном полюсе. После долгих скандалов и разбирательств первенство присудили Пири - и теперь мечты всех честолюбивых путешественников сосредоточились на самой южной точке планеты.
Шеклтон тоже жаждал добраться до Южного полюса, но не хватало здоровья, денег, а 14 декабря 1911 года Амундсен водрузил на полюсе норвежский флаг. Экспедиция Роберта Скотта опоздала на месяц. Здесь, можно сказать, Шеклтону повезло, что он не был в ее составе. Все те, кто шли со Скоттом, включая Эдуарда Уилсона, с которым Шеклтон продвигался на юг за 10 лет до этого, - погибли.
Но полюс то был взят! Что делать теперь? У Шеклтона возникает амбициозный план - пересечь Антарктиду «поперек» - от моря до моря. Экспедицию предполагалось разбить на две части, которые должны были двигаться навстречу друг другу. Сам Шеклтон во главе основной части должен был добраться до Южного полюса ( а как же без этого?), потом встретиться с «вспомогательным отрядом» и пойти дальше, используя базы, которые должны были создавать те, кто шли ему навстречу. Прекрасный и отважный план - он должен был принести и славу, и деньги - за лекции и книги, которые должны были быть посвящены этому удивительному путешествию.
Но все сразу пошло не так. Корабль Шеклтона с пророческим названием «Эндьюранс» - стойкость - оказался затерт льдами еще до высадки в Антарктиде. С февраля по октябрь 1915 года команда жила на корабле, надеясь, что льды ослабят свою хватку. Уже здесь Шеклтон проявил себя как замечательный руководитель. Он никому не давал засиживаться и предаваться грустным мыслям - устраивал прогулки по льду, театральные представления, праздники. Собак переселили в конуры на льду и даже устраивали гонки. Когда стало ясно, что корабль не может освободиться, все необходимые вещи были заранее перенесены на лед.
В конце октября корабль начал трещать и уходить под воду. Шеклтон жестко отобрал нужные вещи, велел выбросить все книги ( кроме Библии), застрелил всех слабых животных ( увы, включая кота одного из членов экспедиции и щенка другого) - и они двинулись в путь. Это был настоящий ад, но несмотря на все мольбы, Шеклтон отказался бросить в пути ялики, которые было невероятно тяжело тащить. Но зато, когда 8 апреля лед начал трескаться, они смогли спустить лодки на воду - и через неделю добрались до острова Элефант.
Увы! Очень быстро оказалось, что это ловушка. Шеклтон и его 28 товарищей оказались на необитаемом острове, куда никогда не заходили корабли, где дули жуткие холодные антарктические ветра и было совсем мало еды. Что ж - надо искать помощь.
Шеклтон и еще пять человек сели в одну из лодок ( и это действительно - просто лодка, фотографии сохранились) - и проделали в течение 16 дней путь в 1300 километров по бурному и холодному океану, с огромными волнами, заливавшими их с ног до головы. Для меня одна из самых удивительных деталей - все это время Шеклтон вел дневник!
Добравшись до острова Южная Георгия, путешественники выяснили, что высадились на его необитаемой оконечности - надо было или снова пускаться в море, или идти пешком через горы. Шеклтон и еще два его спутника, несмотря на полное изнеможение, 36 часов шли по горам - и добрались до китобойной станции.
После этого Шеклтон тут же организовал экспедицию по спасению тех троих, кто оставался на другом конце острова, а затем и по спасению тех, кто дожидался помощи на острове Элефант…
Удивительным образом это потрясающее и героическое путешествие прошло почти незамеченным - мир был охвачен Первой мировой войной, и людей куда больше интересовали сообщения о том, что происходит под Верденом или на Сомме, чем новости о какой-то полярной экспедиции, не достигшей своей цели. Некоторых из моряков, выживших во время экспедиции Шеклтона, успели еще призвать в армию - и несколько человек погибли на войне.
В 1921 году Шеклтон смог найти деньги на новую антарктическую экспедицию, - но умер сразу же после прибытия на все ту же Южную Георгию. После его смерти экспедиция продолжилась, но ничего особенного ее участники не добились. Его тело повезли в Англию, но, когда корабль был уже в Уругвае, было получено распоряжение вдовы - Эрнеста Шеклтона похоронили в Южной Георгии, где он, наверное, и хотел бы лежать…
Судьба Шеклтона оказалась почти забыта - 20-е и 30-е годы воспевали героев - выживших и погибших - Амундсен и Скотт были намного интереснее. Прошло много лет, прежде чем все стали повторять слова, написанные еще в 1922 году одним из полярных исследователей: «Если у экспедиции географические и научные цели, то дайте мне Скотта, для рывка к полюсу любой ценой -Амундсена, а если я нахожусь в чертовой заднице и хочу выбраться, - то дайте мне только Шеклтона». Вообще-то, неплохой комплимент…
https://echo.msk.ru/blog/edeilman/2769222-echo/