"Царство пресвитера Иоанна" как супер-фейк политтехнологов Средневековья

Jan 31, 2021 16:55




Привет всем!
Слыхали ли вы что-нибудь про царство пресвитера Иоанна? Его земли, по средневековым слухам, обретались аккурат в тех землях, куда из европейцев дошел лишь Александр Великий, о котором мы говорили на днях. Даже карт тех мест еще не было. А царство было. Или не было… В любом случае, о нем до сих пор спорят… Итак, кто же этот «пресвитер Иоанн»?

Пресвитер Иоанн - легендарный правитель могущественного христианского государства в Центральной Азии. Личность, эпоха и местонахождение пресвитера Иоанна и его царства  интерпретируются по-разному, иногда указывая на реальные, а иногда на вымышленные персонажи, причём нередко с фантастическими  подробностями. Даже не понятно порой "пресвитер Иоанн" - это конкретный человек или должность такая.

Легенда о пресвитере Иоанне  распространилась с середины XII века между всеми европейскими народами, участвовашими в крестовых походах.  Первое известие о "попе на Востоке"  находится в летописи Оттона Фрейзингского от 1145 года, откуда оно переходит в другие хроники. Считалось, что великое это государство находится в Индиях, которых, как считалось в то время было аж три, и пресвитер Иоанн повелевал всеми тремя. Способствовало этому легенда, что именно в те края когда-то отправился апостол Фома (тот самый, который просто так ни во что не поверит), и который создал в Индиях  целый христианский мир, отделенный  от христианского мира на Западе огромными территориями, населенными варварами, язычниками и сарацинами. Таким образом, великий царь и пресвитер Иоанн являлся наследником апостола Фомы на Востоке, тогда как в Римме восседал наследник апостола Петра на Западе, а посередке между ними в Костантинополе - вселенский православный царь и патриарх. И все с подозрением приглядывались друг к другу.



Разумеется,  в христианском мире  все тогда  еще дымилось и бурлило, ибо не далее как в 1054 году от Рождества Христова состоялось знаменитое разделение церквей на западную и восточную.  Христианские короли прикидывали, какому церковному владыке стоит пойти  присягать, церковные владыки в ответ охотно  шли на заключение сделок с королями и отчисления им деятин с доходов королевств, все то признавали друг друга то не признавали вовсе. Самые продвинутые  или загнанные  угол обстоятельствами  и вовсе создавали собственные ручные церкви.

И вот на фоне всей этой неразберихи в 1165 года в Европе вдруг стало распространяться некое письмо от пресвитера Иоанна - царя Индии Императору Византии Мануилу I Комнину.  В письме упоминалось, что царство несторианских  христиан до сих пор существует и оно преизобильно и пребогато. Что, дескать, великие  восточные цари смиренно прислуживают за столом у пресвитера Иоанна, как простые служки, а дворец его украшен золотом, алмазами, сапфирами и смарагдами, и хранится там, ни много ни мало, а священный Грааль и копье, которым было проткнуто ребро Спасителя.

Письмо было якобы получено канцелярией византийского василевса от самого пресвитера,  переведено на несколько языков и по-быстрому разослано ко всем дворам, в том числе и в Ватикан, как доказательство избранности Византийского престола. А среди  бравых рыцарей-крестоносцев тут же распространилась уверенность, что  во время следующего крестового похода пресвитер Иоанн непременно окажет им поддержку и поможет отвоевать Палестину у мусульман.

В 1177 года римский папа Александр III  якобы отправил ответное осторожное послание пресвитеру  Иоанну, как собрату по вере на Востоке, с доверенным лицом неким медикусом Филиппом с целью прояснения позиций и наведения мостов.  О дальнейшей судьбе Филипа ничего не известно, предположительно, он не вернулся из своего путешествия. Было бы странно, если бы вернулся, ибо конечным пунктом этого маршрута был известный адрес: "на деревню дедушке".



Но скорее всего никакого посольства в царствие пресвитера Иоанна и не было, ибо вероятнее всего само это царство было аферой нескольких изобретательных политтехнологов того времени, которым остро требовался древний и могучий  христианский вождь на востоке, способный оспорить папскую власть, которую не все короли Европы признавали. В частности вечный конфликт Фридриха Барбароссы и папы Александра III вполне мог привести к тому, чтобы Фридрих захотел принимать помазание на императорскую власть не от какого-то недавно избранного римского папы, а  от некого гораздо более весомого пресвитера Иоанна. И тогда получалось бы, что сам  древний восточный наихристианнейший царь благославляет Фридриха Барбароссу на царство. И кто такой по сравнению с ним какой-то новоиспеченный вшивый папа римский? Сосунок да и только.

Вся эта умопомрачительная история создания «царства пресвитера Иоанна» описана в самом лучшем, на мой взгляд, романе Умберто Эко «Баудолино».

Я приведу вам отрывок из него, когда главный герой романа Баудолино, тот самый политтехнолог, уже изготовивший липовое письмо от несуществующего пресвитера в адрес императора Фридриха, по пьяному делу в трактире Константинополя случайно выбалтывает подробности предстоящей супермахинации монаху-проходимцу Зосиме. Забегая вперед, скажу: этот проходимец Зосима и украдет эту потрясающую идею, скопирует письмо и на опережение  предложит его византийскому василевсу. Тот мгновенно оценит  потенциал письма и  по-быстрому его издаст, но уже как благославение себе, любимому  - так увидит свет то самое письмо-благословение царя Индий пресвитера Иоанна Императору Византии Мануилу I Комнину.

В общем, всем рекомендую моего самого любимого писателя Умберто Эко и его самый лучший, четвертый роман «Баудолино». А кому интересно, в каком стиле написан этот великолепный,  авантюрный,  исторический и насмешливый роман, предлагаю эпизод.

[Многая лета метацыпленариям!!!]Не успел Зосима впериться в первую строку моего «Послания Пресвитера Иоанна», как он уже недоверчиво спрашивал: - Presbyter Johannes? Кто это?
- Ты не знаешь?
- Благ, еже достиг предела знаний, иже не прейдеши.
- Прейдеши, прейдеши. Прочитай до конца.
Тот прочитал, горящие очи загорелись еще сильнее. Отложил пергамент и равнодушно промолвил: - А, Пресвитер Иоанн. Ясное дело. В моем монастыре хранится куча путевых записок о таких странствиях. Это твое послание не мог сочинить Господин Великих Индий. Слишком много неувязок. Например, описываются чудные твари, бытующие в той земле, однако не охвачены… дай подумать… к примеру, не охвачены метацыпленарии, финсиреты и камететерны...


- Чего, чего?
- То есть как! Первым делом всякий, кто попадает во владения попа Иоанна, видит перед собой финсирету. И если он не готовился к этой встрече… Хрясть! Финсирета его сожрет и не поморщится. Э-э, милый, в таких местах не прогуливаются запросто, как в Иерусалиме, где уж в самом крайнем случае натолкнешься на верблюда, крокодила, на парочку слонов… ничего особенного…
- Ты так уверенно говоришь, будто знаешь, где она.
- Точно-то знать и я не знаю, но могу представить себе, как добираться, потому что кому ведома цель, тому ведом и путь. Но если бы у меня были деньги и вооруженные люди, готовые к трудностям, я с моим знанием пути выступил бы хоть сию минуту. В дороге узнал бы еще больше… спрашивал местных жителей… Опознавался по знакам: например, когда начнут попадаться деревья, цветущие только в искомых землях. Или когда обнаружатся звери, обитающие только там… метацыпленарии…
- Многая лета метацыпленариям! - вскричал Баудолино и поднял кубок. Зосима предложил здравицу за царство попа Иоанна.



- Зосима, ты прощелыга. Ты не имеешь ни малейшего понятия, где обретается Господин Великих Индий. Ты надумал выйти на перекресток, расспросить народ, и как только тебе укажут, что вон в той стороне могут пастись метацыпленарии, - побежать скорее, отыскать дворец из ценных каменьев, во дворце найти попа и сказать ему: добрый день, Пресвитер Иоанн, приятное знакомство! Прибереги этот бред для василевса! А со мной уж лучше воздержись.
- Ну, а если у меня хорошая карта… - промычал Зосима, силясь разлепить кислые веки.
Баудолино возразил, что даже и с хорошей картой путь совсем не так уж прост. Ориентироваться по картам трудно. Как известно, карты неточны, в особенности карты тех мест, в которых, говоря начистоту, побывал только Александр Великий, да и тот лишь по слухам, а уж после него не был никто. И он постарался как мог изобразить карту полушария.
Зосима стал хохотать. Ничего себе! Баудолино исповедует еретическую извращенную теорию, будто земля кругла, как шар! С этим и из дому выходить не следует!
- Или ты вверишься Святому Писанию, или ты басурман, до сих пор веришь в те идеи, что существовали до Александра… который, кстати, не сумел даже оставить приличную карту! Писание гласит, что не только земля, но и весь универс созданы в форме скинии! Моисей устроил скинию в виде точной копии универса, от тверди земной до тверди небесной!
- Однако античные философы…
- Однако античные философы не были просвещены словом Господа! Выдумали каких-то Антиподов! В то время как в Деяниях Апостолов сказано, что Господь вывел от одного человека все потомство, живущее на лице Земли. На лице! Заметь, второго лица Земле не причитается. В Евангелии от Луки сказано, что Господь дал апостолам силу ходить по гадам и скорпиям. Ходить - это значит по чему-то, а не снизу чего-то. Да и будь взаправду Земля сферична и виси она в пустоте, тогда нельзя было бы разобрать верха от низа, никто не разбирал бы путь, не разбирался бы, что такое путь.
Кому вообще пришло в голову, что небо может быть шарообразно? Это пришло грехотворникам-халдеям, возлезателям на шпиц столпа Вавилонского, которым они пронзили устрашавшие их небеса! Кто из Пифагоров, Аристотелей сумел провозвестить воскресение из мертвых?! Никто не сумел! Как же они при толиком невежестве потщились определять форму Земли! Ты думаешь, шаровидная Земля позволила бы предсказывать восходы и заходы солнца и дату Пасхи? То есть смогли бы простые люди, не изучавшие философии, астрономии, предугадывать, когда взойдет солнце, когда оно сядет, сообразно времени года? Смогли бы рассчитывать день Пасхи не ошибившись? Каких геометрических знаний можно требовать от плотника, кроме самых примитивных? Какой астрономической науки, кроме исконной, можно требовать от землепашца? А ведь ему известно и время сева и время жатвы!



И вообще, о ком из античных философов ты говоришь мне? Что знаете вы, латиняне, о Ксенофане Колофонском, который, полагая, что земля бесконечна, отрицал ее сферичность? Невежда на это возразил бы, что если считать универс подобным скинии, невозможно объяснить затмения и равноденствия. Ну что ж, в нашей римской империи несколько веков назад жил великий ученый Косма Индикоплов. Он пропутешествовал до самого края земли и в своей «Христианской топографии» безукоризненно продемонстрировал, что у земли действительно форма стола, и что лишь через это объясняются самые смутные явления. Ты что, считаешь, что наихристианнейший из всех царей, Иоанн, может руководиться не самой христианской из топографии? Может руководиться иной топографией, кроме той, что у Космы? Кроме той, которая изложена в Святом Писании?

- Минуточку. И твой Косма и мой Пресвитер Иоанн несториане. Об этом никто не спорит. Но ведь несториане, как я помню, умственно блуждают относительно Иисуса и Иисусовой матери? Вероятно, могут заблуждаться и насчет формы универса?

- Тут вводится тончайшая аргументация!- если ты вправду хочешь достичь Пресвитера Иоанна, бери именно ту карту, которая создана в его земле. Свою же карту не бери, будь она хоть и трижды разумнее, нежели та, о которой я говорю.

Баудолино был сражен тонким и острым аргументом и попросил Зосиму пояснить ему, в каком же виде Косма, а следовательно, и Иоанн, отображают вселенную.

- Ну уж нет! - отказался Зосима. - Я, разумеется, знаю, где взять карту, но с какой же стати я должен дарить ее тебе и твоему императору?
- Пусть лучше он тебе даст столько золота, чтоб хватило снарядиться с группой хорошо вооруженных людей для похода туда?…
- Именно!
- Договорились. Но учти, Зосима, это должна быть хорошая карта!!!

Альтернативная история, Религия, cherry, Шалость удалась!, Загадки истории, Государь, По мотивам

Previous post Next post
Up