https://prajt.livejournal.com/285574.htmlИзвестная всему миру «Сикстинская мадонна» Рафаэля известна менее широкому кругу почти скандальной историей, связанной с позировавшей художнику моделью. Современники художника оставили нам такие воспоминания. Позировала художнику некая семнадцатилетняя Маргарита Лути, дочь хлебопёка, прозванная художником Форнариной (ит.е. -Булочницей).
Фрагмент картины Рафаэля “Сикстинская мадонна”. 1513-1514. Дрезденская картинная галерея
Встретив прелестную девушку, Рафаэль захотел, чтобы она стала его моделью. В то время считалось не слишком приличным позировать художникам, но отец Маргариты, приняв от Рафаэля некую сумму, позволил дочери позировать сколько угодно. Суммы называли самые разные - от 50 до 3000 золотых. Впрочем, какой бы сумма не была, сам факт красноречиво свидетельствует о нравственных принципах папаши.
Рафаэль Санти. Автопортрет. 1506
Впоследствии, а, может быть и одновременно, творческий союз превратился в любовный. Однако, по многочисленным утверждениям современников, девушка не отличалась ни верностью, ни постоянством, ни кротостью, ни святостью. Не буду пересказывать все малопристойные свидетельства, достаточно того, что возлюбленная Рафаэля переспала чуть ли не со всеми его учениками, за редким исключением. Один из числа исключений даже воскликнул, что если бы застал её в своей постели, то выгнал бы и перевернул матрас. Ну, это всё равно, что если бы мы выбросили всё осквернённое постельное бельё. А после смерти Рафаэля, которая, якобы, произошла также в постели с Форнариной, девушка стала одной из самых известных римских куртизанок. Всё это, безусловно, трудно проверить, но некоторые подсказки для нас оставил сам Рафаэль и его самый значительный ученик Джулио Романо.
Рафаэль.Автопортрет с Джулио Романо. 1519-1520.Музей дю Лувр, Париж.
Как видите, даже если бы исследователи не утверждали, что обоим этим художникам служила одна и та же модель, у нас ведь тоже есть глаза, и портретное сходство обеих барышень несомненно, как несомненно и то, что вряд ли возлюбленная Рафаэля стала бы позировать в столь откровенном наряде его ученику, не находись она с ним в более чем дружеских отношениях. К тому же после смерти Рафаэля Джулио Романо скандально прославился серией в6есьма смелых эротических рисунков, героиней которых, якобы, была та же Форнарина.
Рафаэль. Форнарина. 1518-1519 гг. Палаццо Барберини, Рим, Италия
Джулио Пиппи (Романо). Женщина за туалетом. 1520-1530 гг. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва
Кроме того, проверенные источники указывают, что когда к ложу умирающего Рафаэля прибыл папский посланник, он потребовал, чтобы возлюбленную художника удалили из помещения, так как не считал возможным передавать в её присутствии папское напутствие. Таким образом, репутация прекрасной булочницы подмочена как литературными,( пусть даже весьма сомнительными), так и живописными источниками. Что, однако, не помешало Форнарине вдохновлять не только своих современников, но и художников 19 столетия, то есть спустя-таки 400 лет.
Форнарина навсегда
Выдающийся французский художник 19 века Энгр был необычайно вдохновлён легендами о Рафаэле и Форнарине. Он написал несколько полотен с этой парой. Его знаменитая “Большая одалиска” и картина «Рафаэль и Форнарина» также была написана под впечатлением от “Форнарины”.
Жан Огюст Доминик Энгр. Большая одалиска. 1814 г. Лувр, Париж.
Жан Огюст Доминик Энгр.Рафаэль и Форнарина. 1814. Музей искусств Фогг Гарвардского университета, Кембридж
Даже если бы картина не была так названа, внимательный зритель может увидеть портретное сходство дамы в объятиях художника с прекрасной Форнариной. Что так впечатлило Энгра, увлекательная история или красота возлюбленной Рафаэля, неизвестно, но художник написал целых пять картин на эту тему!
Жан Огюст Доминик Энгр: Рафаэль и дочь булочника, 1840. Художественный музей, Колумбус
Йоханн Евангелист Шеффер фон Леонхардскоф. Рафаэль и Форнарина. 1821
Новосибирский государственный художественный музей
Джузеппе Соньи. Рафаэль и Форнарина. 1826.
Accademia di Belle Arti di Brera. Милан
Феличе Скьявони.1803-1868. Рафаэль и Форнарина
Франческо Гандольфи. Рафаэль и Форнарина. 1854
Но на этом интерес к Форнарине не закончился . Уже в 20-м веке серию рисунков на эту животрепещущую тему выполнил Пикассо. В 1968 г. Сюжетом рисунков является откровенные изображение резвящейся парочки. Причём художник развил тему, добавив пикантности изображением подглядывающими за влюблёнными Папой римским, Микеланджело и другими. Их он изобразил выглядывающими из-под кровати или из-за занавеси.
Постепенно Форнарина даже несколько потеснила того, кому была обязана своей славой. Так, в опере А. С. Аренского «Рафаэль» Форнарина - главное действующее женское лицо. В 1944 г. Италии был снят фильм «Форнарина». Французский режиссёр польского происхождения снял эротический фильм «Три аморальные женщины», одним из трёх персонажей которого стала Маргарита Лути.
Но, несмотря на скандальный шлейф, возлюбленная Рафаэля смотрит на нас с его величайшего полотна и заставляет забыть обо всех грехах и пробуждает совсем иные чувства и мысли. Гений Рафаэля возвысил обычную девушку до мадонны, и её образ долгие века будет волновать нашу душу.
..и лица католических Мадонн -
кокетливые, грешные, земные:
когда художник восхищался ими -
он был по-настоящему влюблён,
а у любви свой собственный канон
того, что надлежит желать мужчине;
и оттого - над ликами святыми -
разлит незримой чувственности фон...
http://svetart.by/portretnoe-skhodstvo/rafael-i-fornarina