В 1862 году в Великом Новгороде возвели монумент в честь юбилея призвания на Русь варягов для "княжити и владети", потому что "наряда в ней нет". В описании памятника говорится, что всего на нём расположены 128 фигур, в том числе исторические деятели и мифологические персонажи. Все эти деятели подписаны и можно ознакомиться, чем сей муж (или не муж) славен. Но есть одна странная фигура, подпись к которой я найти не могу: то ли плохо смотрю, то ли она - как призрак - так-то вроде есть, но делаем вид, что нет.
Общий вид монумента:
А вот мужик с уткой, которого нет (я не нашёл) ни в одном описании:
Его фигура - вторая слева, её легко можно узнать по волосам в форме звезды и утке на уровне левого плеча. Данная фигура находится в разделе "Государственные люди" и окружена литовскими князьями - Годимином, Ольгердом и Витовтом. Причем их имена указаны на самом монументе (смотри надписи под ногами князей), тогда как мужик с уткой проигнорирован. Наверное, авторы монумента подразумевали, что его имя слишком известно, чтобы его называть, тогда как литовских князей никто не знал что тогда, что сейчас, поэтому вот вам подпись. Однако, обратим внимание на то, что данная фигура изображена несколько схематично, плоско, в отличие от весьма проработанных литовских князей. Но кого ещё изобразили на данном монументе столь же условно и плоско? Может, есть такие? Ну, например, вот:
Некто по левую руку от Рюрика за спиной поверженного узурпатора выглядит схематично, угрюмо, с волосами в форме звезды и угрожает смотрящему кулаком. Это Велес - скотий бог славян. Довольно любопытно выглядит его здравие на этом монументе, если учесть, как здесь же изображен идол другого славянского божества - Перуна:
Видите поверженного идола, часть которого под ногой Владимира Святославовича, а другую часть держит руками некий славянин (волхв?)? Такова судьба Перуна на данном памятнике. Очевидно, что в диалектической борьбе Перуна и Велеса данный монумент отдал почему-то победу последнему, присовокупив к прочим зравствующим героям - древнего скотьего бога, оставив его соперника Перуна валяться под сапогом Владимира. Однако обратите внимание на то, как именно изображён Перун - волосы звездой, лицо плоское и схематичное. Никого не напоминает?
Помимо Перуна и Велеса таким же ровно образом изображён тот неизвестный мужик с уточкой. Отчего бы не предположить, что он тоже славянское божество, которое авторы монумента по неизвестным соображениям решили не указывать? Но если допустить подобное еретическое измышление, то возможно ли понять, какое именно божество имеет честь красоваться за спинами литовских князей? Вот с этим, как раз, проблем никаких нет.
Перво-наперво стоит указать, что с уткой часто изображался бог Велес. В его случае под уткой подразумевалась Макош, вместе с которой Велес на правах демиурга (как версия) ткал космическое полотно. Но Велес на монументе уже есть, а два Велеса для одного памятника - это совсем много, Перун бы не одобрил. Может, есть ещё кто-то славянобожественный, замеченный в связях с уткой? Если очень надо, то найдётся. Встречаем:
Это Радегаст - один из сварожичей, которого описывают, как юношу с курчавыми (смотрим на монумент) волосами, на голове которого восседает птица (утка), хотя некоторые изображения помещают утку на уровень плеча. Случается, что Радегаст сопоставляется с Меркурием (Гермес, Тот и т.д.).
Сложно сказать, действительно ли тот неизвестный мужик с уткой на памятнике - именно Радегаст. Точку в этом вопросе могли бы поставить создатели монумента, но они, вероятно, этого не сделали (или мне об этом не известно). Поэтому, исключительно в качестве версии, я и предложил данную трактовку. На всякий случай оговорюсь, что не являюсь эксклюзивным автором этой версии, таковые находились и до меня.
Отдельный вопрос, на который сходу я ответить не могу - а почему именно Радегаст? Мог ли он быть настолько ценен создателям памятника, что без его тайного явления наряду с ангелами, епископами, христианскими проповедниками и примкнувшим к ним Велесом ну никак не могло обойтись?