Интеллектуал + -

Jun 20, 2020 09:59





Интеллектуал + -

Давайте погрузимся в такой упоительный мир интеллекта, с его великолепием и... единообразием. А начнем мы, наверное, из глубины глубин, от самых, так сказать, ногтей. Или корней. Ладно, лучше от истоков. И истекал интеллект, страшно сказать, не из черепной коробушки, нет!, а из пузырящейся, делящейся, безмозглой субстанции, имя коей - клетка! Как!, скажете вы, какой там может быть интеллект?! Ну да, небольшой, я бы даже сказал, махонький, но он там уже есть и делает своё, пока нехитрое, дельце.





Живые клетки

Как вы знаете, всё живое на Земле произошло от одной клетки, мы родственны со всем живым на планете, и на то, что мы изменились в своём развитии до самых невероятных различий, повлияли внешние условия жизни. В комфортных условиях клетка особо не эволюционировала, а зачем?, а вот те клетки, которым досталось от жизни, начали приспосабливаться, видоизменяться, что в конце концов и привело их к нынешнему состоянию, к самым различным формам жизни на планете, от самых микроскопических, до гигантских бронтозавров, к сожалению, или к счастью, уже вымерших.



Нейронные связи

Мне могут возразить, и наверное возразят, что интеллект присущ только человеку, что животные и растения им не обладают. Но этот взгляд на интеллект уходит в прошлое, ему на смену приходит понимание, что всё гораздо сложнее, и в то же время проще. Наука сильно пересмотрела свои позиции в этом вопросе, сейчас даже появилась новая область науки - когнитивная этология, занимающаяся изучением интеллекта животных.



Когнитивная этология

Вернемся же опять к клетке. Вот она попадает в некомфортную среду: температура, влажность, освещение, давление, всё не то; клетка, можно сказать, в панике, стресс сильнейший, внутри неё начинают происходить химические процессы, которыми она пытается уменьшить влияние негативных факторов среды. Если бы клетка была одна, то она, скорее всего, погибла бы, но как в те далёкие времена, так и сейчас, основное условие её выживания - плодовитость, и одна или несколько из огромной массы погибших, сумели выжить, мало того, они смогли передать новые свои свойства другим клеткам, и вскоре популяция восстанавливается, но это уже совсем другая клетка!

А вы заметили, что ещё произошло? Конечно, у клетки появилась память! А память, как вы знаете, одно из главных условий развития интеллекта, без памяти он ничто. Все изменения занеслись в клеточную память и передались другим клеткам при делении. Всё это происходило в те далёкие времена, когда жизнь только зарождалась, происходит и сейчас, природа не любит экспериментов, и удачную комбинацию будет использовать  до тех пор, пока что-то другое кардинально не повлияет на сложившийся порядок.



Общение растений посредством корней

Давайте теперь обратим свой взгляд на растения. Маленькая былинка, огромная секвойя, красивый цветок лотоса, колючий кактус, мир растений очень разнообразен. Растения гораздо более сложная структура, чем просто клетка. Однако память работает у них по тому же принципу, что и у клетки. Так как эволюционно растение прошло гораздо дальше в своём развитии, чем обычное одноклеточное существо, то и интеллект у него развит гораздо сильнее. Приведу опыт, проведенный профессором Стефано Манкузо, руководителем лаборатории растительной нейробиологии во Флорентийском университете. Двум вьющимся побегам фасоли предоставили одну единственную палочку-опору, и оба растения потянулись к ней. Но как только один из побегов ухватился за палочку, второй побег остановил своё движение к ней и начал искать альтернативу. Я не буду здесь даже пытаться разбирать, как побег, не обладающий ни зрением, ни слухом, ни обонянием в нашем понимании, смог  узнать, что место занято, это бы далеко увело нас от темы. Я только акцентирую ваше внимание - произошедшее может говорить о том, что побег осознал неудачу и принял другое решение. Что это, как не сознание?

Вот ещё пример. В университете Британской Колумбии провели серию экспериментов с дугласиями, хвойными деревьями, произраставшими большим массивом, многим из которых было уже более трехсот лет. Эти деревья образовали с грибами единую экосистему, и этот симбиоз дал возможность получать грибам недостающие им под землей продукты фотосинтеза, грибы же, в свою очередь, помогают деревьям усваивать питательные вещества из почвы. А экспериментально было доказано, что дугласии посредством корневой системы могут узнать, где в их лесном массиве появились деревья, выросшие из их собственных семян. Это похоже на фантастику, но это просто жизнь во всем её многообразии. И, кстати, раз уж мы говорим о растениях. Растение не имеет мозга, как у животных, то, за что у животных и людей отвечают нейроны головного мозга у растений производят все его клетки, можно сказать всё растение это один большой мозг.



Этапы внутриутробного развития у разных существ

Теперь обратимся к рыбам. Здесь можно долго и много рассказывать, но я приведу только один факт: весь животный мир Земли при своём развитии в утробе матери проходит весь тот путь, какой прошел его вид за всё время эволюции, только очень ускоренно, и, к примеру, ваш или мой мозг, некоторое время являл из себя мозг рыбы, в этот непродолжительный момент мы воспринимали мир как рыбы.



Интеллект высших животных

Что касается высших животных, то их интеллект уже настолько развит, что человек ещё в свои прадавние времена понимал это, считал их своими братьями, наделял их своими наклонностями, как хорошими, так и плохими. Наукой доказано, что высшие животные обладают достаточно высоким развитием интеллекта, способны в своих умозаключениях использовать логику, абстрагирование. Он не сравним с интеллектом человека, однако ещё Дарвин считал, что животные способны к рассуждениям. Да, конечно, даже самые близкие к нам по родству, человекообразные обезьяны не идут ни в какое сравнение даже с самым заурядным, неразвитым человеком, и мы предпочтем общество этого человека, чем даже сотен самых высокоразвитых обезьян, нам нужно его понимание, его способность к речи, его принадлежность к нашему виду, наконец.



Интеллект человека

Мой экскурс в глубины глубин интеллекта затянулся, пора выбираться на поверхность. Давайте обратимся к миру людей. Мы привыкли  в обычной жизни разделять людей по степени их умственного развития. Такие понятия как «дурак», «тупица», «дебил» довольно часто используются в повседневном общении, особенно, когда мы эмоционально неуравновешенны, находимся в конфликтной ситуации. Этими словами мы наделяем людей, которых считаем недалёкими, интеллектуально слаборазвитыми. При этом забываем, что и мы в глазах других людей можем быть далеко не интеллектуалами. Ведь интеллект это не некая граница, отделяющая умного от глупого, интеллектуала от тупицы, это очень длинная цепочка умственного развития всего живого, имеющая начало в первородной клетке, и не имеющая конца в своём развитии.

Сергей Аникин

20.06.20

Previous post Next post
Up