Фантастика в советское время, была редким гостем не только на киноэкранах, но и на книжных полках. Из небогатого выбора в нашей домашней библиотеке сначала и было-то всего три книжки. «Человек-невидимка», «Гиперболоид инженера Гарина» и томик Беляева «Остров погибших кораблей» и «Голова профессора Доуэля». «Невидимка» и «Гиперболоид» экранизировались и не раз, о «Голове», тоже стоит поговорить отдельно, а сегодня немного хочу сказать о своей реакции на вышедший в 1987 году фильм «Остров погибших кораблей».
Сама книга, одна из первых прочитанных сознательно и многажды перечитанных. Разве забудешь сцены, как по Саргассову морю, навстречу потерпевшему крушение современному лайнеру, идет старый голландский бриг, у штурвала которого правит привязанный к нему скелет, или когда ночью какое-то неведомое животное грузно разгуливает по нижней палубе полузатопленного судна, оставляя пахнущие водорослями следы. Такие вещи, наверное, наивно рекомендовать искушенному и начитанному старшекласснику, но тогда, темными вечерами сам, ещё плохо разбирая диковинные слова, листаешь страницы, или когда главы про морские приключения, негромко читает отец, это воспринимается совсем по-другому.
И вот, в программе ТВ за 1987 год наконец-то мелькнул анонс вечернего показа: фильм «Остров погибших кораблей», целых две серии. В урочный день, в урочный час (ох, не добрый час!) семья включила телевизор, и я устроился на лучшем месте поудобней. Две серии ведь!
А там показали это:
Фильм-фантазия… фильм-феерия…
Сказать, что я был разочарован - это ничего не сказать. Именно тогда, я почувствовал на себе всю суть идиомы: «насрали в душу». Не «плюнули», а именно «насрали». И ржут!
Я должен был вырасти и отомстить. Съемочную группу спасло чудо. К тому времени как я повзрослел и смог держать в руках оружие, уже перестала существовать страна, в которой мы росли, в которой писал свой роман Беляев и плясал на моем кровоточащем сердце Константин Райкин. Нам всем стало не до того.
Сейчас я отношусь к этому фильму совсем неплохо. Песни, существующие как бы сами по себе, стали нравиться уже тогда, да и в стёбной, развесёлой переделке сюжета можно отыскать свою прелесть. Сам иногда напеваю, поставленный перед очередным выбором: "Тяните жребий, тяните жребий"...
Да только мне уже никогда не забыть ощущения с которым я выключил телевизор тогда, в 87 году. И до сих пор, душными летними ночами, когда мне плохо спится от того, что какое-то очередное бесформенно чудовище выбралось на палубу погибшего корабля моего детства и оставляет там свои мокрые липкие следы, я цежу в темноту сквозь сжатые зубы: «Я ещё доберусь до тебя, капитан Фергюс Слейтон».
А с вами случались разочарования, вызванные слишком вольными экранизациями?