Союз Спасения (Теория элит)

Jan 10, 2020 21:37




Рождество - такой день, когда хочется чего-то особенного. И это особенное нашлось. То о чем так долго говорили друзья, наконец-то свершилось - мы поднялись и пошли брать Зимний смотреть  «Союз Спасения».
Хочу поделиться с уважаемыми сообщниками  своими впечатлениями от фильма и родившимися в связи с этим мыслями.

Первое, что хочу сказать - на такой фильм хотя бы  денег не жалко. Это тебе не «Матильда» с  натуральным мехом горностая на мантии царя для достоверности, не «Викинг» и не прочие мыльные киноисторические пузыри, о которых уже никто и не вспомнит. Тут такая тема, которая почему-то ни в СССР ни в современной России особенно не освещалась. Странно, но в Союзе, при всем его почтении к бунтарству против царской власти, был снят один-единственный фильм о  декабристах - «Звезда пленительного счастья» (режиссер В.Мотыль)  по роману М.Марич «Северное Сияние» с великолепными актерами и чудесной музыкой. Но сюжет его в сущности  был о том периоде, когда восстание уже произошло и идет расследование. Много было посвящено любви и женам декабристов. О самом восстании почти ничего.  В советском фильме о  восставших против царя, представьте, не было ни грамма пропаганды, чистое творчество.

А года три назад вышел документальный фильм-реконструкция «Дело декабристов», в котором пошагово разбиралось Восстание 14 декабря 1825 года.  Фильм был сделан качественно, добротно, под чутким руководством Минкульта России, в результате чего сложилось стойкое ощущение, что декабристы - это по сути изменники родины, масоны, желающие сломать главный хребет и опору России - самодержавие, пошатнуть сакральные вековые устои и устроить в стране кровавую баню по типу Великой Французской революции. Зачем им это было нужно - осталось не  понятным, масоны же - им же главное, Россию погубить.

Лично у меня от того документального фильма остался неприятный осадок. Потому что для меня декабристы были кем угодно - революционерами, мечтателями, идеалистами - но только не подонками, желающими погубить свое Отечество. Это были герои войны 1812 года, элита дворянства, вдохновленная  примерами и идеалами другой жизни, которую они увидели и узнали.  Была ли та жизнь чужда для них? Нет, конечно. Само дворянство наше, простите, воспитывалось  в такой же системе и спокойно говорило на французском языке, царствующая династия и подавно почти  не имела русских корней. Все отличие нашего и западного мира элит  заключалось лишь  в религиозном обряде - западный он или греческий. Но, вероятно, сильно отличалась жизнь простого народа - и не в лучшую для нас сторону. Настолько сильно, что вот именно это декабристы и хотели исправить - ограничть монархию, отменить крепостное право, дать народу конституцию (Высший Закон), уменьшить срок рекрутирования в армию для солдат с 25  до 15 лет.  Разве это плохие цели? Да мы прекрасно понимаем, что это правильные цели, и в итоге История сама в конце концов к этому и привела. Так почему же им была дана такая отрицательная оценка в документальном фильме «Дело декабристов»?

А вот фильм «Союз Спасения» снят совершенно иначе. И намного умнее, на мой взгляд.  Видимо, министерство культуры осознало, что перегнуло палку в создании образов злодеев-заговорщиков и решило подкорректировать отношение к ним, ибо общество не откликнулось.

И вот «Союз Спасения». С точки зрения зрелищности, достоверности костюмов и декораций, подбора актеров - фильм снят безупречно и даже великолепно. Музыка "Наутилус Помпилиус" в обработке симфонического оркестра просто потрясающая. И даже спецэффектами не сильно злоупотребляли. Правда, из-за обилия персонажей, иногда возникает чувство хаоса и  непонимания: кто все эти люди? Все в мундирах, в киверах, с саблями и в усах.  Поди отличи Бесстужева от Оболенского. Кстати, по необъяснимым причинам в фильме не было одного из основных действующих лиц - князя Волконского. Мятущийся полковник Трубецкой был, а Волконского  не было. А это, на минуточку, был  единственный Генерал действующей службы в рядах декабристов. Герой войны, ему было тогда 37 лет, не юнец совсем. Приговорен был по 1 разряду -  к смертной казни, и лишь в конце высочайшей волей казнь была заменена на каторгу. И вот такой заметной фигуры нет на сцене.  Вот такая странная загадка. Может, у кого есть мысли на этот счет?

Так вот, повторю: этот фильм снят гораздо умнее и тоньше своего предшественника - документального. Декабристов здесь не сделали злодеями. Их сделали… дурачками.
Запутавшимися, не понятно о чем мечтающими юными дурачками, которых попросту жалко. Молодые, знатные, красивые - могли бы жить-не-тужить, а тут с какими-то бредовыми идеями стали носиться: о свободе, о равенстве перед законом.  За кого они там кричали - за Константина? А чем Константин так уж отличается от Николая? Дурачки какие-то… Конституцию им подавай! Только вот они не юнцы безусые были уже. Юнцами они были десять лет назад, когда в Париж победителями входили. А сейчас это взрослые, зрелые, образованные  люди, лучшие из лучших, у которых было целое десятилетие  на размышления и составления плана переустройства Отечества.

Итак, запутавшиеся дурачки. Как известно, врага можно уничтожить, высмеяв его. Но декабристов вроде как врагами-то не объявляли, поэтому остановились на чувстве жалости к ним - это, по сути, роняет авторитет не хуже.  Странно, что Пушкина не показали, хотя он был вдохновителем и чуть ли не соучастником, и чудом избег каторги.  Одно его стихотворение «К Чаадаеву» чего стоит! А хотя и не странно вовсе. Думается, что не было его в фильме потому, что не хочется и Александра Сергеевича - Наше всё - запутавшимся дурачком выставлять. А ведь  Пушкин не просто Поэт, не просто любвеобильный романтик. Это русский гений, глубоко проницательный человек, прекрасно разбирающийся в людях, это Пророк (Восстань, пророк, и виждь и внемли, Исполнись волею моей, И обходя моря и земли, глаголом жги сердца людей). Неужто такой человек не разобрался бы кто такие декабристы и каковы их цели?  Не он ли написал  эти строки:

Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
Дурачок? Злодей?  Нет-нет… что вы…  Его появление в кадре разом поднимет декабристов на недосягаемую высоту самопожертвования.

Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье,
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.
Ну вот как тут быть?  С одной стороны, не стоит, с точки зрения, Министерства культуры ронять его авторитет.  А с другой стороны, куда деть эти строки? Поэтому Александра нашего  Сергеевича на авансцену лучше уж вообще не выпускать. Вместе с генералом  князем Волконским. Лично для меня отсутствие Пушкина в картине говорит о многом. Вот так и  получилось, что на всяких малоизвестных декабристов и их деньщиков  роли нашлись, а для нашего  великого поэта - нет. Внешность, видать. специфическая - никак в России-матушке актера  не найти.

Кстати, о ролях. Не могу проверить, но пришлось поверить собственным глазам. В одной из сцен, где штабному генералу дают по морде и он поднимается и с разбитой губой подбегает к Государю,  померещилось мне, что генерала того играет убивец, душегуб, а также главный реконструктор всея наполеоновской эпохи профессор Соколов. Если подумать, поскольку фильм как раз по его любимой эпохе, да к тому же снимался в Петербурге, то вероятность  неучастия в нем профессора  Соколова стремится к нулю.  Юную сожительницу-то свою  реконструктор осенью порешил, когда фильм уже готов был - ни переснять, ни вырезать. А вот из ролей его явно убрали. Там такие какие-то  деньщики с крошечными двухсекундными ролями попали в перечисление, а вот целый генерал не сподобился. Прошу тех, кто будет смотреть фильм особенно обратить внимание на разбитую морду генерала  в начале фильма - он не он? Могу ошибаться.

Так вот и рождается по итогам этого фильма два вывода. Первая, что декабристы - не революционеры никакие, желающие своему Отечеству лучшей доли,  а заговорщики. Даже не знаю, понравится ли этот образ, к примеру,  нашим сибирякам, которые относятся к декабристам с огромным уважением, гордятся ими  и считают их родоначальниками и вдохновителями сибирской аристократии и интеллигенции. А тут получается, что  вовсе не герои они, а запутавшиеся дурачки. Да еще, осмелившись оспорить власть Государя императора, погубившие свои семьи - об этом более чем прозрачный намек в разговоре с Рылеевым.

А второй вывод - о незыблемости власти. В сущности с этого фильм и начинается: на вопрос по какому закону судят взбунтовавшихся солдат, был ответ - высочайшая воля и есть закон. И если кто попрет супротив, то у власти не останется выбора, кроме как уничтожить этого безумца.  Вот ради этой теории элит и снят этот зрелищный и захватывающий фильм. Слышала, что В. Мединский собирается включить его в обязательную школьную программу.

А кто для вас декабристы?

Poll

Альтернативная история, Кино, Загадки истории, По следам событий, Теория элит, Военная тайна, Искусство, cherry

Previous post Next post
Up