В одном из постов, опубликованных в «Отражениях», я встретил интересную фразу: «В стабильных условиях существования женщины становятся во главе сообществ, формируется матриархат. Однако, если условия существования нестабильны, во главе сообщества становятся мужчины (патриархат)».
Битва амазонок. Картина Ансельма Фейербаха. 1873 год. © Nürnberger Opernhaus, Foyer
А существовал ли матриархат вообще когда-либо в прошлом? Есть ли факты, доказывающие, что он относится к историческим реалиям, а не к мифам?
Андрей Туторский, преподаватель истории первобытного общества на кафедре этнологии истфака МГУ объяснил на чем основана идея о том, что в прошлом женщины были важнее мужчин:
1. Матриархат существовал, потому что у некоторых народов есть мифы о том, как некогда женщины властвовали над мужчинами
Согласно так называемым матриархальным мифам, которые широко распространены в Меланезии, давным-давно женщины правили мужчинами. У женщин были бороды, а у мужчин - женская грудь. Мужчины кормили и воспитывали детей, а женщины ходили на охоту и управляли обществом. Однажды мужчины договорились, напали на женщин, отняли у них бороды и отдали им груди. С этих пор власть принадлежит мужчинам.
В этой истории некоторые исследователи видели доказательство изначального матриархата. Этот сюжет действительно делится на две части: до передачи бороды и после. Но это следует воспринимать не как деление на два исторических периода, а как два сущностных состояния: правильное и неправильное. У многих народов есть истории, близкие по структуре к сказке Киплинга «Почему у слоненка длинный нос?». Слоненок без хобота и слоненок с хоботом - это не два периода в жизни конкретного слона или в эволюции слона как вида. Это объяснение, почему дела обстоят так, как они обстоят сейчас. Именно так надо смотреть и на так называемые матриархальные мифы: это объяснение, почему в обществе мужчины занимают более высокое положение. К историческим реалиям они не имеют никакого отношения.
2. Матриархат существовал, потому что у некоторых народов есть институт полиандрии (многомужества)
По аналогии с многоженством, в рамках которого количество жен соответствует силе и статусности мужчины, многие предполагают, что в полиандрическом браке статус женщины повышается от количества мужей. Такая логика рассуждений неправильна. Во-первых, полиандрические браки очень мало распространены: Джордж Питер Мердок, проводивший статистические исследования племен с полиандрическим браком, насчитал их всего четыре на три тысячи народов земли. Во-вторых, полиандрический брак - это форма выживания в тяжелых культурных и экологических условиях. В качестве примера можно привести народ тода из Центральной Индии, который занимается отгонным скотоводством на крайне неудобных территориях. Выживание людей зависит от благоденствия скота, который отгоняется на дальние высокогорные пастбища и находится там на протяжении всего лета. В этих условиях каждой семье нужно много мужских рук и мало женских. Экологические трудности усугубляются культурным фактором: скот является сакральным достоянием рода, поэтому жена (как представительница другого рода) не имеет права к нему прикасаться. Более того, она даже не имеет права пересекать дорогу, которую перешли коровы, - ее должен перенести муж. Таким образом, положение женщины в этом обществе, несмотря на многочисленность мужей, не самое высокое.
3. Матриархат существовал, потому что у некоторых народов сохранилась матрилинейность
Практика передачи титулов и материальных богатств по женской линии широко распространена у многих народов. Ее называют матрилинейностью (от лат. mater - «мать» и linea - «линия»). Матрилинейность распространена у многих ранних земледельческих обществ или обществ, переходящих к земледелию. Наиболее известные в науке примеры матрилинейных обществ - это ирокезы, тробрианцы, а также минангкабау.
Ученые, впрочем, отмечают, что матрилинейность, хотя она и связана с ростом авторитета женщин, не ведет к установлению их власти. И у ирокезов, и у тробрианцев, и у минангкабау вождями являются мужчины. Более того, например, у тробрианцев наследство передается хоть и по женской линии, но от мужчины к мужчине, например от брата матери к ее сыну. Советский ученый Марк Косвен даже предложил считать авункулат - особые отношения между братом матери и племянником - обязательным периодом развития всех обществ на земле, своеобразным переходом от матриархата к патриархату.
4. Матриархат существовал, потому что у некоторых народов есть традиции ньюмба-нтобу (свадьбы женщин с женщинами)
Обряд ньюмба-нтобу (свадьба женщин) относится к числу тех обрядов, которые на первый взгляд подтверждают возможность матриархата. Этот обряд распространен у ряда народов Танзании и заключается в том, что пожилая женщина, у которой нет детей, зато есть собственное хозяйство, может взять в жены молодую женщину. Молодой женщине предоставляется полная свобода во взаимоотношениях с мужчинами, а пожилая женщина получает наследника, который станет владельцем хозяйства. Получается, что женщина выступает в роли мужчины, и это существенно повышает ее социальный статус.
Это не совсем так. Во-первых, пожилая женщина, которая вступает в брак в качестве «мужчины», делает это вынужденно - к этому ее подталкивает только невозможность иметь детей (по объективным причинам или по стечению обстоятельств). Во-вторых, пожилая женщина, вступая в брак, приобретает большое количество обязанностей: она вынуждена содержать молодую жену и ее детей, защищать ее от ревнивых молодых людей и так далее. В-третьих, мужчины деревни всегда смотрят на ньюмба-нтобу очень настороженно. Единственная причина, заставляющая их примириться с таким браком, - это понятная им необходимость сохранить хозяйство. Таким образом, вступление в брак в качестве «мужчины» не дает женщине мужского социального положения, то есть матриархальность данного обычая является иллюзией.
Амазонка, падающая с лошади. Гравюра Людовико Просседы, выполненная с барельефаДжона Гибсона. Около 1823 года © The Trustees of the British Museum
5. Ученые начали говорить о матриархате, потому что в их распоряжении оказались этнографические данные, доказывающие его существование
Впервые матриархат в 1861 году описал исследователь античной драмы Иоганн Якоб Бахофен в книге «Материнское право. Исследование религиозной и правовой природы гинекократии в древнем мире». Основываясь на материалах ранней античной литературы, Бахофен доказывал, что влияние женщины в обществе от античности к современной ему Европе XIX века постоянно падало. Развивая эту мысль, он пришел к идее, что в «первейшей древности» (первобытности) влияние женщины было максимальным. Ученый доказывал этот тезис исключительно умозрительно, основываясь не на эмпирических данных, а на собственном логическом построении: 1) в условиях нерегулируемых сексуальных отношений дети знали только матерей, определить отцов было невозможно; 2) следовательно, длительные межпоколенные связи могли существовать только у матерей и дочерей; 3) поэтому богатства и титулы должны были передаваться по женской линии; 4) кто передает богатства - тот имеет власть. Таким образом, в первобытной древности власть могла находиться только в руках женщин.Эти идеи легли на благоприятную почву. В конце XIX - начале XX века среди передовых мыслителей широко распространились идеи о необходимости выровнять социальное положение мужчины и женщины: дать женщинам избирательные права, разрешить им самостоятельно решать свою судьбу. Концепция существования в глубокой древности матриархата (изначально называвшегося гинекократией) воспринималась как историческое обоснование этих идей: если в первобытности статус женщин был высоким - значит, это естественное положение дел, и к нему необходимо вернуться.
Поскольку на рубеже веков многие мыслители выступали сторонниками масштабной трансформации общества и поддерживали разные связанные с этим идеи - от марксизма до феминизма, от научного атеизма до анархизма, - легко переходила со страниц одной книги на страницы другой: от «Материнского права» Бахофена в «Древнее общество» Льюиса Генри Моргана, оттуда - в «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Энгельса, и затем - в учебники по истории первобытного общества. Не случайно последними от концепции матриархата в мировой науке отказались именно советские ученые: если научный мейнстрим перестал заниматься проблемой матриархата примерно в 1920-е годы, когда начавшиеся серьезные полевые исследования не дали никаких признаков его существования ни в настоящем, ни в прошлом разных народов мира, то в Советском Союзе от этой идеи отказались только в 1980-е годы.
Таким образом, у идеи матриархата нет никаких научных оснований и за ней в действительности стоят лишь перечисленные выше заблуждения.
Источник:
http://arzamas.academy/materials/167 P.S. По моему мнению, на всех стадиях первобытности наблюдалось сравнительное равенство социальных ролей женщин и мужчин. Не было такого первобытного общества по аналогии с патриархатом, но только во главе с женщинами. Матриархата в первобытном обществе быть не могло по той простой причине, что там вообще еще не было публичной власти, стоящей над обществом. И женщина занимала достойное место в обществе, пока не возникли отношения господства и подчинения.