Я начал писать длинный и очень умный текст, про икру, воспроизводство мальков лососей, охрану природы и коррупцию. А потом подумал - А кому это интересно, кто это будет читать, все всё знают, ещё со времён советского "Фитиля". Да и терпения моего не хватило. Поэтому решил просто разместить фотографии с одной из речек Сахалина, снабдив их комментариями. А заготовленный умный текст, что бы не пропадал труд, поставить внизу - кто захочет прочитает.
Каждый год, из миллиона речек Сахалина, Камчатки и других географических названий в океан спускаются миллиарды мальков лососевых рыб, горбуши, кеты, семы, гольца и других. Подавляющее большинство их погибает, но выживших вполне хватает, чтобы воспроизводить достаточно потомства для поддержания вида. И через три года, выросшие и возмужавшие мальки возвращаются строго каждый в свою речку, чтобы отметать и оплодотворить икру и погибнуть. Так распорядился Создатель, и у рыбы никогда не находилось возражений против этой жестокой схемы, - "Надо - значит надо". И прутся тысячи рыб в свои ручьи расталкивая друг-друга локтями, жабрами и плавниками.
На пути рыбьих масс люди понастроили плотин, загородок, ловушек, загонов, из дерева и бетона, временных и капитальных, а всё для того, чтобы не дать ни одной рыбине пройти к месту нереста. А выловить рыбу здесь, оглушить деревянной колотушкой по башке на сетчатом столе, распороть брюхо и выпустить икру и молока в приготовленную посуду.
Всё это называется заводом по воспроизводству мальков лососей, и такие заводы стоят на каждой речке и ручье.
Затем следует сложный процесс промывки, сортировки, оплодотворения, сохранения и выдерживания икринок до появления эмбрионов.
Вот здесь нам показывают икринки с уже появившимися "глазами", т.е. видимыми уплотнениями будущих мальков.
Вылупившихся мальков выпускают в эти бетонные желоба бесконечно длинного коридора, где они набирают нужные кондиции перед выпуском на волю. Желоба постоянно обтекаются проточной водой и, чтобы мальков не унесло, выстилаются такими решётчатыми матами, и всё это несколько месяцев, до весны.
Кажется, для чего рыбе помогать в том, с чем она тысячи лет справлялась без помощи человеков. А в этом главная изюминка, или икринка. А как тогда наладить бесперебойную и массовую поставку драгоценного деликатеса на прилавки магазинов и базаров, по баснословной цене. Кстати, на самом Сахалине, килограмм икры стоит 3200 руб., по продвижению на материк, надо полагать, дорожает.
Так что, можно быть уверенным, что красная рыба скоро будет занесена в "Красную книгу".
Это я, зачерпываю красную икру большой ложкой, причащаюсь даров, так сказать. Это нас угостил сахалинский друг Игорь.
А дальше длинный, умный и незаконченный текст по этой теме. А ещё, потом, возможно будет видео-ролик. Возможно будет.
Что про икру говорить, её есть надо ложками, и запивать водкой. Или закусывать икрой самогон. Как таможенник Верещагин в "Белом солнце пустыне". Только у него чёрная осетровая икра была и он смотреть на неё не хотел, буянил - хлеба просил, так тогда Гражданская война была, целые губернии голодали. Хлеб он, конечно, - всему голова, но если его маслом помазать, а на масло икру положить, то это уже голова в шапке будет, и не в кроличьей.
Конечно, икра это деликатес и едой никогда не будет. Не знаю уж по каким белково-углеводным показателям, но если салом наесться можно и очень даже, то икру хоть ложками лопай, а сытым не будешь. А ещё это большие понты; если на свадьбе бутерброды с икрой - значит водка палёная, а если на поминках - то вдова или вдовец сплетен боятся. Есть икру можно, отчего же нет; я вот давно собираюсь змею сварить и съесть, и лягушку, и проблем-то ни каких, а всё не соберусь. Так и с икрой, красной - думать про неё не думал, а попал на Сахалин, там без икры, как в степи без сусликов. Вот кстати - надо ещё суслика попробовать, моя бабушка в Голодомор ела, говорила - вкусные.
Сам процесс заготовки икры сложный и запутанный, но попробую распутать. Кажется чего проще; лови рыбу, вспарывай брюхо, сдаивай с неё икру, соли, маринуй, продавай. Саму рыбу тоже в переработку, вяль, копти, на муку кормовую перерабатывай. Сколько нужно рыбы на воспроизводство - не моги трогать, чтобы не истощать, для этого всякие "надзоры" существуют и совесть , которая - "лучший контролёр". И ловить ту рыбу проблемы нет, если она сама валом из моря в реки идёт на нерест. И так идёт, что хоть лопатой греби, хоть ковшом черпай, про это многократно показано было, особенно с медведями посреди реки.
Кажется, есть отлаженный природный механизм: Рождаются в речке мальки лосося, и уплывают расти в море, там они нагуливают вес и ровно через три года возвращаются именно в ту речку нереститься и погибнуть. Если им не мешать и не подсказывать, то всё у них получится, как тысячи лет получалось. Но как - то это неправильно, неконтролируемый процесс получается, так некоторые люди посчитали.
Надо помочь, подсказать рыбе, повысить производительность нереЩения, и выход конечного продукта. Для этого перегородили буквально все реки и ручьи на Сахалине плотинами, лабиринтами, ловушками, что бы ни одна горбуша или кета неучтённой помирать не проплыла, и ни одну икринку мимо не сбросила.
И за каждой ловушкой и загородкой стоит завод по воспроизводству мальков. И это капитальное многолетнее сооружение, со сложной технологией и многоступенчатым процессом, оборудованием и площадями. Там трудятся десятки людей на постоянной и сезонной основе. Это не считая сотен и тысяч охранников, которые чуть не локоть к локтю выстраиваются по берегам речек на период хода лососей от устья и до завода. Дальше всё равно рыба не пройдёт. И это очень хороший заработок, по "материковым" меркам, кому - то на оставшийся год хватает. Тут конечно могут возникнуть разногласия и возражения и обвинения, как всегда, когда дело касается денег, но это моё личное впечатление и оставьте его при мне.
И вот возникает вопрос; а для чего рыбе помогать нереститься, ну ладно там животных учим размножаться; бедных Бурёнок последней женской радости лишили, не говоря уже про быков. Быкам дрочат, чтобы не сачковали, коров оплодотворяют из пробирки, но рыба то всегда сама справлялась. И живём мы с коровами в одной среде, понимаем друг-друга, оба млекопитающие, писька - сиська - молоко, а рыба в воде живёт, что мы в ней понимать можем, кроме жареной, солёной и вяленой. Но нет, мичуринцы и здесь пролезли. "Мы не можем ждать милостей от природы, лишить природу этих милостей - наша задача".
А во всей этой сложной махинации по заботе о природе, есть главная, но тайная составляющая, именно под неё крутятся огромные средства и задействованы большие силы. Это икра.
Раньше была такая патриотическая отговорка "Зарабатывают валюту для страны", теперь страны нет, а валюта принадлежит конкретным лицам. Но рыбе этого не объяснили.