Как Израиль наказал Францию

Sep 25, 2019 00:17


Недавно я опубликовал пост   о российских туристах на вертолетоносцах «Мистраль».  Наверное, все хорошо помнят историю их "поставки" России.

А знаете ли Вы, что ранее произошла аналогичная и весьма поучительная история с поставкой Францией ракетных катеров Израилю. Только Израиль, в отличие от России, повел себя совершенно иным образом, в очередной раз показав миру, что ставит национальные интересы на первое место, а Моссад подтвердил славу одной из лучших спецслужб мира.

Франция получила «увесистую пощёчину». Был создан необыкновенный прецедент, без которого история мировых санкционных процессов выглядела бы весьма тускло.

Вот эта история:



В Израиле одними из первых в мире поняли перспективы, которое имеет ракетное оружие на море. Национальная программа по созданию противокорабельной ракеты (ПКР) «Габриэль» (Gabriel) для перспективных ракетно-артиллерийских катеров стартовала ещё в 1955 году.

Первоначально катера хотели построить в Германии (ФРГ) которая была больна комплексом вины перед евреями (за 27 млн. русских в ФРГ почему-то особо не переживали). Контракт был подписан с судостроительной компанией «Lurssen Werft». Спроектированный на базе германского торпедного катера типа «Ягуар» ракетно-артиллерийский катер «Саар» (в переводе с иврита - «Шторм») имел длину 45 метров, стандартное водоизмещение 220 тонн, максимальную скорость 40 узлов и ракетно-артиллерийское вооружение.

В Германии для Израиля успели построить 3 первых катера. После этого разгорелся международный скандал. Аденауэр не хотел портить отношения с арабским миром. В итоге Германия отказалась от контракта, однако не стала возражать против продолжения программы строительства ракетно-артиллерийских катеров где-нибудь в другом месте.

Эстафету приняла Франция. Французская верфь Constructions Mechaniques de Normandie в Шербуре получила заказ на 12 катеров. Руководителем проекта «Шербур» (известен также как «Проект «Осень») стал бригадный генерал Мордехай Лимон. В Шербуре постоянно проживали около двух сотен израильских моряков и техников, которые принимали катера.

Весной 1967 года Израиль получил первые два катера. Правда, они не смогли принять участие в Шестидневной войне (война между Израилем, с одной стороны, и Египтом, Сирией, Иорданией, Ираком и Алжиром с другой, продолжалась с 5 по 10 июня 1967 года), так как их ещё не успели вооружить. Эта война стала поводом для ухудшения отношений двух держав. Франция после решения проблемы Алжира уже не нуждалась в поддержке Израиля и стала занимать всё более проарабскую позицию.

2 июня 1967 года французский президент Шарль де Голль, который хотел поддерживать с арабским миром стабильные отношения (роль черного золота с Ближнего Востока в то время серьёзно выросла), запретил поставлять Израилю «наступательное оружие». Однако этот запрет не распространялся на катера. В итоге Израиль получил до полного запрета 5 катеров из 12 заказанных.

Но затем ситуация вышла на другой уровень. 22 июля 1968 года палестинские боевики захватили самолёт израильской авиакомпании «Эль-Аль» и угнали его в Алжир. 26 декабря 1968 года арабские террористы из Народного фронта освобождения Палестины атаковали израильский авиалайнер в аэропорту Афин. В ответ израильское правительство провело ответную операцию устрашения (операция «Дар»). Чтобы заставить ливанское правительство отказаться от сотрудничества с палестинскими террористами, которые базировались в Ливане, 28 декабря 1968 года израильский спецназ уничтожил более половины ливанского гражданского воздушного флота (13 машин). Операция прошла блестяще. Никто из людей, как с израильской, так и с ливанской стороны, не пострадал.

В ответ Совет безопасности ООН осудил действия Израиля. Среди стран, которые ввели санкции в отношении еврейского государства, была и Франция. Военно-техническое сотрудничество Франции и Израиля было полностью заморожено. Однако в Израиле уже оценили значение ракетно-артиллерийских катеров и не собирались их оставлять. Так, 21 октября 1967 года, в самом начале «Войны на истощение» (война между Египтом и Израилем 1967-1970 гг.), египетские ракетные катера типа «Комар» (первые в мире советские ракетные катера) с помощью 4 ракет П-15 «Термит» потопили израильский эсминец «Эйлат». Израильтяне были шокированы эффективностью нового оружия. Несколько небольших катеров утопили эсминец!

Это был первый в истории случай успешного применения противокорабельных ракет. Необходимо было развивать «москитный флот». Быстроходные ракетные катера типа «Саар» должны были стать его ядром.

Поэтому 4 января 1969 года экипажи двух построенных и остававшихся в Шербуре израильских Сааров просто увели катера. Они прибыли на катера, подняли военно-морские флаги Израиля и спокойно ушли в море. Проведённое служебное расследование не дало положительных результатов, специалисты Шербура и директор верфи сообщили, что ничего не знали об эмбарго, поэтому не препятствовали израильским экипажам.



Пять катеров в порту Хайфы

Однако в Шербуре осталось ещё 5 катеров. С Тель-Авивом вели переговоры о компенсациях, но Израиль хотел получить корабли, а не деньги. Спецслужбы получили карт-бланш на операцию по «изъятию» боевых катеров в кратчайшие сроки.

Сначала прорабатывался план жесткой операции. Морской десант должен был проникнуть в Шербур, захватить катера, вывести в море и перегнать в Израиль. Однако против такого жесткого сценария выступил тогдашний министр обороны Израиля Моше Даян. Он не без оснований отметил, что такая операция вызовет большой негативный резонанс и серьёзно испортит и без того шаткое положение Израиля на международной арене.

Поэтому решили провести более мягкую операцию: вывести катера в море под законным предлогом. Израильские спецслужбы разработали операцию «Ноев ковчег». В Лондоне была зарегистрирована подставная фирма «Starboat». Одновременно Мордехай Лимон развил бурную деятельность, создавая видимость, что Израиль хочет получить хорошую компенсацию за катера. В Париже не сомневались, что Тель-Авив смирился. При этом М. Лимон тянул время, постоянно находя какой-нибудь повод, чтобы отложить урегулирование вопроса.

Здесь в дело ввели новую фигуру. Норвежский судовладелец Оле Мартин Сием (Симм) согласился подыграть Израилю. Он вошел в состав совета директоров «Starboat» и подключился к переговорам с французами. М. Лимон и О. Сием по «чистой случайности» вместе оказались в Париже. Сием интересовался вопросом закупки для «своей» кампании, якобы занятой нефтеразработками где-то в Америке, оставшихся у Франции катеров, которые строились для Израиля. Оле Мартин Сием предложил выкупить катера, и его сумма на 5% превышала компенсацию, которую Франция предлагала Израилю. Французский генерал немедленно ухватился за «внезапно» появившееся выгодное предложение, клюнув на заброшенную удочку. Норвежский бизнесмен дал французам и «гарантию», что катера не попадут в третьи руки. Министр обороны Франции Мишель Дебре также был рад избавиться от проблемы и сделку одобрил.

В Шербур немедленно прибыла партия «норвежских моряков», которые отлично говорили на иврите. И еще в Шербуре осталось несколько десятков израильских моряков и технических специалистов. Париж дал разрешение на использование израильских моряков в интересах «норвежской компании». Непосредственным руководителем операции был Эзра Кедем - морской офицер, который угнал два катера в январе 1969 года.

Угон был запланирован на 20.30 ч. 24 декабря 1969 года. В этот день французы должны были отмечать Рождество. Погода сильно подвела: дул сильный ветер, море штормило, шёл дождь. Для небольших судов выход в море в такой день мог закончиться печально. Но выбора уже не было. Французские спецслужбы заметили некоторую активность израильтян, но предпочли, как считается, не вмешиваться, чтобы не обострять ситуацию. Но такая пассивность не могла долго продолжаться. Начало операции только перенесли с позднего вечера на ночные часы. В 2.30 ночи механики наконец запустили двигатели, и катера медленно двинулись к выходу в море. Адмирал Мордехай Лимон провожал суда с пирса.

Вышедшие из Шербура катера шторм разбросал по морю. Только утром шторм стих, и катера удалось собрать вместе. У берегов Португалии катера заправились с судна «Леа». Вторая заправка произошла у Кипра. Через семь суток Саары благополучно прибыли в Хайфу. Операция завершилась полным успехом.

Событие вызвало противоречивую реакцию. Общественность в основном повеселилась, радуясь очевидному провалу властей. Правительство республики получило серьёзную пощёчину. Израильского адмирала Мордехая Лимона, который уже давно проживал во Франции, попросили из страны. Некоторые французские генералы лишились своих постов. Руководство верфи в Шербуре не пострадало, так как не отвечало за безопасность катеров.

К 1970 году все 12 катеров типа «Саар» получили ракеты «Габриэль» (они стоили больше, чем сами катера). Ракетно-артиллерийские катера составили ядро израильских ВМС и хорошо проявили себя в ходе арабо-израильской войны 1973 года.



Подробнее здесь: https://topwar.ru/63285-kak-izrail-nakazal-franciyu.html

!Выбор дня, Военная тайна, morseg, Морские истории, !Военное

Previous post Next post
Up