начало
здесь МОНАШЕСКАЯ СТРАНА МЕТЕОРЫ
Продолжу свой предыдущий опыт описания нашей поездки по Греции в стиле: больше природы и меньше древностей. Но, обойтись совсем без истории вряд ли получится - очень уж вегетарианский будет рассказ.
Итак, наша следующая остановка после
Загори была Метеоры.
(кликабельно!)
Когда впервые слышишь это название, невольно вспоминаешь про «падающие звезды» - метеоры и «небесные камни» - метеориты. Разница между ними лишь в том, что метеориты достигают земной поверхности и часто становятся предметом поклонения, вроде «Черного камня» в Каабе, а метеоры - это то, что оставляет след в небе (гр. meteoros - парящий в воздухе), и успевай только загадать желание.
Монастыри Метеоры в Греции - они тоже, как бы висят в воздухе и в былые времена были почти недоступны.
Честно говоря, трудно себе представить как первые отшельники ради спасения души («Не корысти ради!») карабкались по вертикальным стенам этих величественных скал, и взобравшись, оставались там до конца жизни.
Последнее, кстати, представить намного проще - спускаться значительно тяжелее, но на самом деле, они спускались, организовывали постройку каких-то убежищ на столовых вершинах гор, ставили леса или вешали веревочные лестницы, чтобы подниматься домой, и, надо полагать, разводили там по ночам костры или просто зажигали лучины. Ведь говорили отцы церкви: «не совершается богослужение без светильника«. Наверное, от этих огоньков в ночи, так похожих на «падающие звезды», и пошло название Метеоры, хотя по легенде это название придумал отец-основатель этой монашеской страны, преподобный Афанасий Метеорский.
Сегодня монастыри Метеоры уже мало похожи на «падающие звезды». Это большие комплексы разных ритуальных, жилых и хозяйственных построек. К ним протянуты удобные дороги и некоторые из них вполне доступны даже для не альпинистов.
Но, конечно, так было не всегда. История этих монастырей начинается больше 1000 лет назад, когда некий Варнава заложил здесь старейший скит Святого Духа. Его религиозный подвиг привлекал сюда все больше и больше верующих. Особенно увеличился приток новых аскетов в XIV веке, когда в Фессалию пришли завоеватели - турки Османской империи. Спасаясь от них, отшельники бежали в Метеору.
Примерно в то же время пришел в сюда уроженец этих мест преподобный Афанасий. Он много скитался, жил отшельником на Кипре, посетил Афон и Константинополь и вместе со своим духовным наставником Григорием обосновался на одной из скал Метеоров. Через какое-то время Афанасий оставил Григория и, собрав группу монахов, поднялся на «Платис Литос» (широкий камень) - скалу высотой 613 м над уровнем моря. Здесь он начал строительство первых сооружений знаменитого впоследствии монастыря «Великий Метеор» (Megalou Meteorou), известного сегодня как «Преображенский монастырь» (Metamorfosis Sotiros Monastery).
Cо временем, (а также, благодаря пожертвованиям сербского императора Стефана Уроша IV и, особенно, его племянника эпирского царя Иоанна Уреша, принявшего монашеский постриг под именем Иоасафа), «Великий Метеор» стал богатейшим и наиболее влиятельным монастырем этого края.
Территория «Платис Литос» украсилась множеством жилых и подсобных помещений, о назначении которых я могу только догадываться.
6 га столовой горы до отказа заполнены разными постройками, но главной достопримечательностью монастыря являются, конечно, кафоликон (соборный храм монастыря) и церковь Преображения, начало строительства которой относят ко времени основателя монастыря, преподобного Афанасия.
Фрески в этих помещениях начали рисовать ещё в XV веке и сегодня не осталось практически ни одного квадратного сантиметра без изображения разных святых и сцен из Нового Завета. (К сожалению, условия съемки оставляли желать лучшего, и фотографии получились соответственного качества.)
Первые поселенцы-отшельники поднимались на скалы с помощью настраиваемых лесов, которые крепились на балках, вбитых в расщелины скалы. Позднее леса были заменены огромными подвесными лестницами, которые вызывали головокружение у идущих по ним. Тех же, кто не осмеливался подниматься по подвесным лестницам, поднимали наверх в сетке. Полчаса занимал подъем.
Надо думать, что волнений у поднимающегося в сетке было не меньше - ведь веревку меняли только тогда, когда она рвалась. А это случалось и с живым грузом. Одно утешение - все грехи прощались и поднимавшийся попадал прямо в рай.
Со временем сетку модернизировали, пеньковая веревка осталась исключительно для демонстрации - её заменили стальным тросом.
А в начале ХХ века в скале прорубили ступени. Теперь посетитель поднимается вполне безопасно, а сетка до сих пор используется для подъема провизии и других, необходимых для жизни монастыря грузов.
В некоторых местах для инвалидов и собственных нужд есть даже некоторое подобие лифта…
… и, даже, подвесной дороги.
Расцвет монашеской страны пришелся на XVI век. В то время здесь действовали 24 монастыря, из которых на сегодняшний день осталось только шесть: 4 - мужских и 2 - женских. Другие либо превратились в руины, либо вообще исчезли.
Вот женский монастырь Руссану (или святой Варвары). За время своего существования (более 600 лет) он неоднократно «умирал», расхищался как нашествиями иноверцев, так и неизвестными грабителями, но в последнее столетие - ожил и привлекает многих паломников и туристов.
А это второй женский монастырь - монастырь святого Стефана. У него тоже, очень большая и запутанная история. Были периоды, когда он стоял пустой и заброшенный.
Сегодня - это процветающая и богатая обитель, единственная среди метеорских монастырей, имеющая современную подъездную дорогу, расположенную на одной высоте со скалой, и каменный мост, ведущий прямо к кованным дверям монастыря.
В заключение покажу ещё один монастырь нет, гостиницу, в которой мы жили, которая могла бы быть и получше, но она стояла в таком месте, что простительны были все её недостатки.
Продолжение
здесь