Отпуск, конечно, лучше всего проводить на море. На Чёрном, Красном, Белом, где кому нравится, Или на Море Мрака, например. Где оно находится современные географические карты не подскажут (так в старину называли южную часть Атлантического океана, недоступную для мореплавателей), но, к счастью, сохранились и другие. Довольно бесполезные для изучения географии или для навигации, эти карты зато, позволяли, и до сих пор позволяют, путешествовать виртуально.
Традиционно считается, что это средневековые географы помещали на карты морских чудовищ, но первоначальные чудовища на картах, например, X века - невыразительные змеи и сирены, едва процарапанные на окраинах морей, стандарт средневекового искусства. По средневековым представлениям, каждому зверю на земле соответствует зверь в море. Поэтому те карты предстают царством химер: львы с рыбьими хвостами, морские волки, морские собаки, водяные петухи, рыбы-слоны.
Классические морские чудовища, которых мы знаем и любим, принялись гоняться за кораблями и нападать на моряков эпохи Возрождения, на картах XVI века. Этому времени принадлежит и «золотой стандарт» подобного творчества - карта северных морей Олафа Магнуса. Есть даже мнение, что столь многочисленные чудища были призваны отпугнуть от торговых путей и рыбных мест чужеземных моряков, и дать преимущества мореходам Скандинавии. Но не стоит, конечно, списывать всё на неосведомленность или корысть мореходов и картографов прежних времён.
Один из почтенных ученых мужей древнего Багдада, умерший примерно тысячу лет тому назад, утверждал: «… в море Зандж, омывающем Абиссинию и Восточную Африку, встречается рыба, называемая аль-уаль. Она достигает иногда длины до 500 локтей, но обычная ее длина - 100 локтей. Иногда, в тихую погоду, он высовывает из воды концы плавников, которые можно сравнить с большими корабельными парусами; время от времени он поднимает голову и выпускает фонтан воды, который поднимается вверх на высоту полета стрелы. Моряки днем и ночью боятся его приближения, стучат кусками дерева или бьют в барабан, чтобы держать его на расстоянии». В китайских трактатах упоминается кит «фег», еще более необыкновенный, поскольку он убивает три тысячи моряков, когда рассердится, а в талмудическом трактате «Бара-Басра» рассказывается, что одно судно должно было плыть три дня над гигантским китом, чтобы дойти от головы до хвоста.
В Средние века европейцам стала известно о существе «cetus», которого вскоре стали ассоциировать с китом. «Cetus - очень большое животное; он все время живет в море. Он берет песок из глубины и посыпает им себе спину, иногда он поднимается на поверхность, чтобы полежать и отдохнуть. Мореплаватель видит его, ему кажется, что это остров, он спешит к нему, чтобы приготовить себе пищу. Почувствовав огонь, увидев людей и корабль, cetus ныряет и топит их, если может...». «Cetus имеет такую натуру, что когда он проголодается, то начинает зевать, и при зевоте изо рта его идет запах такой сладкий и приятный, что мелкие рыбешки, привлеченные этим ароматом, заплывают в его пасть. Он ее закрывает и рыбок съедает». Кит, таким образом, символизирует дьявола, а песок, которым он маскирует опасность, означает богатства мира. Привлеченный ими, маловерный человек доверяется обещаниям радостей, которые они таят. Но это всего лишь иллюзия: сатана утащит вскоре неосторожного в адское пекло.
В норвежском "Королевском зерцале" ("Speculum Regale"), созданном примерно в середине XIII века. В "Зерцале" описываются различные виды китов, которые обитают в морях, омывающих Исландию. О гренландском ките сообщалось следующее:
«Рыба эта живет "чисто", ибо, как говорят, она не ест никакой пищи, кроме темноты и дождя, падающих в море. И когда кита ловят и вскрывают его внутренности, то в желудке у него не находят ничего нечистого, как это бывает, если разрезать другую рыбу, которая ест обычную пищу. У кита желудок чистый и пустой. Он не может широко открыть рот, так как когда рот открыт, ус, который у него там растет, поднимается, и это часто становится причиной смерти кита, ибо закрыть рот он уже не может. Кит не причиняет вреда судам - у него нет зубов. Он - рыба жирная и очень вкусная»
Но «Королевское зерцало» приводит описание и других, злобных и страшных китов, которые губят суда и людей, они жадны и свирепы. В них никогда не угасает жажда убийства, и они бороздят океаны в поисках судов. Чтобы легче и быстрее двигаться, они выпрыгивают в воздух, падают на суда сверху и разбивают их в щепы. Эти рыбы несъедобны. Они предназначены для того, чтобы быть врагами человека. Некоторые из видов китов страшно любят человеческое мясо и могут целый год оставаться на том месте, где им однажды попалась такая добыча, ожидая, не перепадет ли она им снова. Поэтому исландские моряки тщательно избегали тех мест, о которых ходили слухи, что там киты потопили или разбили суда.
Но и добрые киты, приносящие большую пользу людям, упоминаются в том же "Королевском зерцале". Например, рассказывается о виде китов, называемом "погонщиками рыбы". Киты этого вида считаются особенно полезными: охотясь, они гонят к берегу из открытого моря косяки сельди и другой рыбы. Таким образом, они не только охраняют рыболовные суда, по и помогают рыбакам, словно бог предназначил их именно для этого. Но так они делают только до тех пор, пока рыбаки работают дружно и мирно. Если же на судне возникает ссора или драка и рыбаки ранят друг друга до крови, киты тут же замечают это и, преграждая морякам путь к берегу, отгоняют их судно далеко в море.
Однажды добрый кит целый день боролся со злыми китами, защищая судно, и был совсем измучен битвой. Вечером, когда спасенный им корабль подошел к берегу, один из матросов бросил в доброго кита камень и попал ему прямо в дыхало, от чего кит лопнул. За это матроса судили, и он на двадцать лет был лишен права выходить в море. На девятнадцатом году он не смог больше противиться желанию выйти в море и отправился на китобойный промысел. Тогда приплыл кит и убил его.