Мой дед Тимофей Дмитриевич

May 09, 2019 19:50

Как ни странно, я почти ничего не знаю о военных годах своего деда Тимофея Дмитриевича. Вспоминаются смутные, похожие на испорченный телефон детские воспоминания о рассказах бабушки, в которых почти напрочь отсутствовала общая канва событий, зато было множество странных подробностей.




Дед встретил войну в Прибалтике, где служил техником-интендантом 2-го класса (звание, равное лейтенанту). Поднимались ночью, в спешке, когда кругом рвались бомбы. Дед был в полной форме с личным ТТ. Командир подразделения, оказавшийся без оружия и не совсем одетым, попытался реквизировать у деда пистолет. Но дед, человек весьма прагматичный, как и все интенданты, потребовал у командира расписку, которая впоследствии очень облегчила ему жизнь в разборках с особистами.





Не знаю, что в этом правда, что обычные военные байки, а что испорченный телефон. О настоящем подвиге своего деда я узнал только в наши дни из интернета.

Сейчас тема плена и штрафбата неожиданно обрела популярность и ореол геройства благодаря многочисленным фильмам и сериалам. В советские же годы об этом даже в семейном кругу говорить избегали, формула «плен=предательство» ещё со сталинских времён крепко въелось в сознание советского человека.

Дед попал в плен в феврале 1942 года. В этот момент он был начальником интендантского отдела 1216 отдельного сапёрного батальона 1 сапёрной бригады.









В июне 1942 года был объявлен пропавшим без вести, бабушке в село Нижний Ольшан Воронежской области пришло вот это извещение - написанное каллиграфическим почерком на коричневой обёрточной бумаге и в таком же коричневом конверте.





В декабре 1944 года был освобождён из плена и направлен рядовым в штрафбат - 26-й отдельный штурмовой стрелковый батальон. Проявил героизм, в марте 1945 года награждён орденом Отечественной войны II степени. Восстановлен в звании лейтенанта.








О том, как это было, можно судить только по формальному описанию в наградном листе - проявил храбрость, лично завалил четверых немцев, после гибели командира принял на себя командование отделением.




Войну закончил в звании лейтенанта, демобилизован в 1946 году, работал счетоводом в колхозе. Много пил, курил грубую махорку, сворачивая самокрутки из газетной бумаги.









В 1960-е годы мы с родителями, младшим братом и бабушкой по матери приезжали к нему в деревню на летние каникулы. Подозреваю, что перелёты и поездки на поезде через всю страну были недешёвым удовольствием, но отец был известным врачом, заведующим кафедрой, и мы могли себе это позволить.

Дед умер в конце 1970-х годов в возрасте немного за 60 от рака лёгких. Точная дата смерти мне неизвестна, а спросить не у кого - отец умер в 1992 году, а бабушка через несколько лет после него.

После смерти деда бабушка отдала все его юбилейные медали отцу, оставив себе только орден. Кому достался орден после её смерти - история умалчивает. В коробочке с медалями был маленький алюминиевый крестик на цепочке. Кому он принадлежал и как туда попал, можно только догадываться.




В старом доме несколько лет проводили отпуск брат с семьёй, потом его продали за какую-то смешную сумму - кажется, за 10 000 рублей.

Документы взяты из семейных архивов, а также на сайте «Память народа». На этом сайте собрано огромное количество отсканированных документов Великой Отечественной войны. Здесь вы можете найти информацию о своих воевавших родственниках.

«Бессмертный полк» во Владивостоке, 2019 год:













Previous post Next post
Up