Выбор - тяжелое бремя для любого гражданина. Даже звучит устрашающе, с нагнетанием обстановки и усиливающейся барабанной дробью в конце: Гражданский Выбор!
Для гражданина семи лет отроду, сделать свой выбор - не детское испытание.
Зря я отправила мелкого сына в мегамаркет игрушек выбрать себе деньрожденный подарок с папой. Миссия провалилась.
Свою ошибку поняла сразу, когда их выплюнули врата детского рая на десятой минуте посещения с огромной коробкой наперевес и шальными глазами.
Ведь знала, что отец моего ребёнка в магазине придерживается единого принципа выбора любого товара: чем ближе ко входу, тем подходящей приобретение.
Подозреваю, что это общий принцип выбора всех мужчин, потому как, максимально близко ко входу представлены самые дорогие товары, выложенные самыми декоративными горками (Икея в расчёт не берём, у лабиринтов с едой на выходе другая психология).
Предполагалось, что выбрав себе подарок, ребёнок будет скакать радостным козликом и рассказывать, что же он увидел в том дворце. Ребёнок же был молчалив и задумчив. Пёр свою коробку без всякого энтузиазма.
Пыталась выяснить у его отца, в чём дело, почему вот это всё, вместо трёхчасового поиска идеального подарка на торговой площади в два футбольных поля. И где радость бытия?
Папаня детский тоже был не в духе. Что-то раздраженно бросил про «научись сама по утрам с первого раза из трёх пар штанов выбрать нужные».
Только после двух порций мороженного, отполированного гамбургером, мальчики отошли от стресса и смогли что-то объяснить.
Оказалось, такое обилие игрушек действует угнетающе. И спецэффект от пятиэтажных стеллажей, с которых на вошедших смотрят плюшевые зелёные слоны и розовые огромные зайцы, вышел неожиданный. Из фильма ужасов.
За каждой коробкой притаилась кукла Чаки с перекошенной улыбкой. И ещё по магазину бродили потерянные дети, с тоской в глазах и их пыльные родители, воткнувшиеся в телефоны. Зомби-апокалипсис в магазине игрушек.
Один детёныш уже бился в истерике, чего-то требовал приобрести, елозил спиной по мраморному полу, сучил пухлыми конечностями, стучался головой в коробки. Другие молча проходили мимо, обходя подальше припадошного.
Выслушав сказочную версию провала миссии, предложила ребёнку вернуться и поменять подарок, ухваченный не глядя (лишь бы не заходить в таинственные недра магазина, в царство куклы Чаки) на трезвый гражданский выбор, сделанный под присмотром опытного покупателя - матери.
От грядущей перспективы детское лицо приняло форму кураги и прочих сухофруктов, пожелтело и скукожилось. Таких убедительных аргументов от семилетнего ребёнка в прекрасном выборе уже приобретённого подарка, я никогда не слышала:
- Пойдём лучше, мам, в соседнем магазине тебе кроссовки купим.
Не знаю, этот ли поход с папаней, гендерная ли предрасположенность или вовсе программа генетического кода так сложилась, но мой ребёнок делает свой выбор точно так же, как тогда. Хватает то, что ближе ко входу и быстрее сваливает.
Просто подарок маркетологам и традиции соблюдены. И никакого гражданского самосознания. Лишь бы рукава не пришиты к капюшону.