Живем ли мы в матрице

Apr 21, 2019 21:01




В посте про парадокс Молчания Вселенной многие предлагали такое объяснение отсутствию внеземных цивилизаций как гипотеза "матрицы". Она же Гипотеза Симуляции (ГС). Попробуем разобрать ее с точки зрения современной науки. Далее в тексте будет немного математики, совсем чуть-чуть физики и почти не будет философии (кроме экскурса в ее историю и выводов). Но я специально напишу так, чтобы смог понять даже человек со средним образованием.

Итак, первые упоминания о гипотезе симуляции относятся еще к глубокой древности, а вовсе не являются продуктом ХХI века. Именно эта гипотеза и породила всем хорошо известную философию античности. Ее продвигали и Пифагор и Платон и далее - Аристотель. Фактически ГС и была основным тезисом, лежащим в основе идеалистической философии до того как возник материализм и научная парадигма. Наиболее полное представление о ГС дал именно Платон, который путем рассуждений пришел к выводу, что реальны только "идеи", а материальные объекты являются лишь их "тенями". Точно та же ГС лежит и в основе восточной философии, майя, иллюзия Бытия, является лишь отражением Вечного Абсолюта (Брахмана в индуизме и Нирваны в буддизме).

Резкая критика этих идей и известна вам как материализм, приведший по сути к появлению научной парадигмы и породивший науку. Но идея ГС никуда не исчезла и постоянно проявляется то в виде антропного принципа в науке, то в критике материализма со стороны как философов-идеалистов так и различных религиозных парадигм. Но примерно на рубеже ХХ и ХХI вв. ГС снова проявила себя в первозданном, "голом" виде в виде гипотезы "Матрицы" (по названию нашумевшего фильма сестро-братьев, который популяризовал ГС в массовом сознании), что снова породило споры о ее достоверности. Важнейшим этапом стал выход статьи шведского философа Ника Бострома (2001г.) «Доказательство симуляции». Вот ее основные тезисы:

- Весьма вероятно, что человечество вымрет до того, как достигнет «постчеловеческой» фазы;
- Каждая постчеловеческая цивилизация с крайне малой вероятностью будет запускать значительное число симуляций своей эволюционной истории (или её вариантов);
- Мы почти определённо живём в компьютерной симуляции.



Как видите, уже в первом тезисе ГС тесно связана с парадоксом Молчания Вселенной и по факту является именно попыткой решения данного парадокса. Так с чем же был связано возвращение к ГС? Появились компьютерные технологии, программы и первые попытки симуляции реальности в виртуальном пространстве. И возникла "догадка" как именно некто может симулировать реальность. Конечно же - на компьютере!.. Но вы же понимаете, что это очередное отзеркаливание и тот самый антропоцентризм, который и рисовал когда-то Землю в Центре Вселенной....ГС сразу же обрела массу сторонников и казалось, что она похоронит материализм и научную парадигму. Но материалисты не лыком шиты и сразу определились с ответом. Дело в том, что в основе ГС лежит еще одна, скрытая гипотеза, связанная с математикой. Это Гипотеза Математической Вселенной (ГМВ). Поясним вкратце что это такое. Данная гипотеза предполагает, что все математические модели идентичны и реальный мир также является одним из математических миров. То есть моделью.

Тут надо вкратце пояснить чем же занимается математика, что изучает. Единого мнения нет даже у самих математиков и существует множество мнений. Например, математика занимается выводом соотношений между математическими объектами. Или она моделирует реальный мир, но многие считают, что она лишь формализует реальность в виде соотношений (с последующим поиском соотношений между ними). Также надо пояснить, что та, школьная математика - лишь попытка дать учащимся необходимые формулы для практических (прикладных) расчетов при решении типовых задач. Но на самом деле математика выводит эти соотношения из аксиом (которые ниоткуда не следуют, но приняты в качестве отправных точек в некой математической модели). Собственно выводы соотношений и доказательство их в рамках аксиом и есть основная работа математиков-теоретиков. Но есть и прикладные задачи, которые возникают на практике (например в физике) и требуют от математика смоделировать те или иные физические процессы так, чтобы формализовать теорию и далее получить из формализованного представления новые соотношения с тем, чтобы их проверить экспериментом и подтвердить саму физическую гипотезу, лежащую в основе математической формализации.


Таким образом, математика в принципе способна уже сейчас проверить Гипотезу Симуляции просто доказав или опровергнув свою собственную Гипотезу Математической Вселенной!  Такой вывод следует из необходимости полной сводимости гипотетической Симуляции (математической модели) как основы наблюдаемого нами мира с его физическими и математическими (это важно!) законами. Те, кому знакомы критерии Поппера, наверняка скажут, что проще всего подойти к этой проблеме с точки зрения проверки физических законов и поиску в них свидетельств Симуляции. Надо сказать, что такие попытки уже были. Группа физиков еще в 2013 г. попыталась смоделировать (на компьютере) кусочек пространства с тем, чтобы найти в этой своей симуляции характерные признаки симуляции и сравнить с теми эффектами, которые присутствуют в реальном(?) мире. Вроде даже чего-то нашли, но очень неубедительно и это было очень натянуто (конкретно это было подозрение на существование предела на энергию, которое сравнили с известным в астрофизике Парадоксом ГЗК, но сам этот парадокс под вопросом, то ли он есть, то ли его нет). В целом первая попытка вышла комом, но исследования в этом направлении очевидно продолжатся.

Но вернемся к математике. Итак, математика не станет ставить дорогостоящих экспериментов, у нее иные методы исследований. И она больше опирается на свои законы и уже доказанные теоремы. Из общей идеи Симуляции необходимо смоделировать не только физику виртуального мира (хотя сама по себе эта идея уже требует сводимости всей виртуальной реальности в Симуляции к математике, что потребует просчета любых соотношений с бесконечной точностью (а это требует уже Супертьюринговой машины или бесконечного времени, иначе погрешности вычислений будут проявляться по Закону Больших Чисел в моделируемом мире как несуразности, например вы там сможете увидеть квадратные звезды или объекты с нецелочисленной размерностью, кто играл в компьютерные игры знают что такое "проблема текстур", и мы бы уже увидели их в нашей Вселенной). Но оставим технические проблемы программистам. Есть еще более серьезная проблема в моделировании Симуляции чем даже Проблема текстур и наличие бесконечного времени у компьютера на вычисления.

Дело в том, что для моделирования придется выбрать аксиоматику, как отправную точку для вывода соотношений. Но мы уже знаем, что в любой аксиоматике появляются парадоксы (устранимые в математике сменой аксиоматики, это известный и старый прием, все наверное слышали про Лобачевского. Он изменил одну из аксиом в геометрии Евклида (параллельных прямых) и получил те же соотношения, что и в геометрии Евклида попутно решив некоторые ее парадоксы). То есть нам уже точно известно, что математику нашего мира нельзя свести к единой аксиоматике так, чтобы не возникало парадоксов - для их преодоления необходимо менять аксиомы. И не только в геометрии такая проблема, это общее положение математики как науки. Подробно эта проблема уже изучена математиками и сформулирована в виде Теорем о неполноте Великого нашего_всего Курта Гёделя! В двух словах что из них следует - если формальная система непротиворечива, то в ней существует невыводимая и неопровержимая формула. А это означает фактически крах Гипотезы Математической Вселенной и ставит крест на попытке создать такую Симуляцию, в которой была бы смоделирована реальная Вселенна на основе любой, какой угодно единственной акисоматики.


Курт Гёдель

То есть получается, что смоделировать Симуляцию на основе Единой Аксиоматики невозможно! Аксиоматика должна меняться при формализации и мы это знаем из уже доказанных теорем. И отсюда следует вывод и о том, что возможное моделирование виртуального мира в ГС - фейк. (Увы, потому что сама идея о такой возможности многим нравится и вообще она красивая и главное: сама невозможность ГС опровергает и философию идеализма с идеями Пифагора, Платона и Аристотеля и индуизм с буддизмом и вообще - дальше выводы делайте сами, неохота затрагивать чувства и надежды адептов различных культов. Но математика такова какова она есть, тут ничего не поделаешь, я лишь транслирую ее выводы).

Подводя итог, можно констатировать, что красивая и смелая, но устаревшая уже давно Гипотеза Симуляции, даже при попытке ее обернуть в новую, красивую обертку философии постгуманизма и приправить намеком на компьютерные технологии будущего ожидаемо потерпела крах. А ведь и ежу было понятно, что философия идеализма была опровергнута научной парадигмой материализма не раз и не два, на трупе этой идеи сплясали и физики и антропологи, ее изжарили в микроволновке и ударили током из розетки, препарировали в прозекторской и взорвали в пламени ядерного взрыва. И небольшая ремарка - сказанное выше вовсе не исключает ни частных ошибок и заблуждений науки. Не опровергает существования пока не открытых или малоизученных явлений, даже некоторых религиозных воззрений. Но мироздание не сводится к Гипотезе Симуляции, искусственного творения, оно намного сложнее. И да, оно пока недостаточно изучено и таит в себе множество тайн и неожиданностей, но среди них точно нет перспективы того, что вы окажетесь в "матрице", игрушкой на чужом компьютере и вам не будут кликом мышки указывать куда идти и что делать.

Так что выходите из "матрицы". Реальный мир намного интереснее и в нем тоже можно гнуть ложки!

Математика, pyka_npu3paka, !Наука, Университет сообщества, Да и всё на этом, Наука и Религия

Previous post Next post
Up