Серж N написал
изменено 6 августа 2013 года, в 14:56 Еще один симпосий или несколько речей о любви...(продолжение) Когда галдеж стих, Аристофан начал свой рассказ:
- А известно ли вам, дорогие друзья что природа человеческая была не всегда такой как теперь, а совсем другой?
В давние времена люди были трех полов, а не двух, как ныне, - кроме мужского и женского существовал еще и третий, сочетавший в себе признаки этих обоих , а назывались эти люди - андрогинами. Страшны были древние люди в своей силе и мощи, питали они дерзкие замыслы и посягали даже на власть богов.
Тело наших предков было округлое, рук и ног было по четыре, у каждого по два лица, совершенно одинаковых , глядящих в разные стороны на одной голове, также имелись четыре уха и две срамные части, ну и так далее. Передвигались они как и мы теперь прямо, но в любую из сторон, а если сильно спешили, то катились колесом, перекатываясь на восьми конечностях. Полов, как я уже сказал, было три : мужской - от солнца, женский -от земли и совмещенный - от луны, поскольку луна совмещает два эти начала.
Испуганные дерзостью людей боги начали совещаться между собой как с ними поступить - умертвить их, подобно титанам , (но кто тогда будет возносить им почести?) или смириться. Наконец Зевс нашел способ и сохранить людей ( и даже удвоить их численность!) и, вместе с тем, уменьшить их силу. Стал он аккуратно разрезать людей на две части, а Аполлон, по приказу Зевса, поворачивал лицо в сторону разреза, чтобы глядя на свое увечье, человек становился скромнее, кроме того, стягивал им кожу и завязывал в том месте, которое мы именуем пупком.
И вот когда тела были таким образом рассечены, - продолжал Аристофан, - каждая половина с вожделением устремлялась к другой своей половине, они обнимались, сплетались, страстно желая срастись и умирали от голода и бездействия так как ничего не хотели делать порознь. И если одна половина умирала, вторая выискивала себе любую другую половину, независимо от того попадалась ли ей половина прежней женщины (то есть то, что мы теперь называем женщиной) или мужчины. Так они и погибали….
Тут Аристофан сделал небольшую паузу, чтобы освежить себя добрым глотком сиракузского вина.
- Послушайте, господа, а как же они…?, - не вытерпел помалкивающий все это время Аристодем.
- Это, действительно интересно!, - шумно выдохнув , оторвавшись от чаши, отозвался рассказчик, вытирая губы, - Ведь все детородные органы находились у них со стороны спины и семя эти бедняги изливали на землю. Но, великий Зевс, в конце концов, пожалел их и переставил их срамные части на сторону лица, заодно установив тем самым оплодотворение женщин мужчинами, для того, чтобы при совокуплении мужчины с женщиной рождались дети и продолжался род, а когда мужчина сойдется с мужчиной - достигалось хотя бы удовлетворение от соития и они могли бы передохнуть , взяться за дела насущные и позаботиться об иных нуждах. Вот с тех самых пор и появилось у людей любовное влечение друг к другу, которое , соединяя две половины, пытается сделать из двух одно и тем самым исцелить человеческую природу.
Таким образом, каждый из нас - это половинка человека и поэтому каждый из нас ищет всегда соответствующую ему половину. Мужчины, представляющие собой одну из частей того двуполого прежде существа - андрогина, охочи до женщин и склонны к блуду, а женщины такого происхождения падки до мужчин и распутны. Женщины же, представляющие собой половинку прежней женщины, к мужчинам не очень расположены, их больше привлекают женщины и трибады принадлежат именно к этой породе. Мужчин же , половинок бывших мужчин, влечет ко всему мужскому, уже в детстве они, будучи дольками мужского пола, любят мужчин и все мужское. Это лучшие из юношей, ибо они самые мужественные.
В зрелые годы такие мужчины становятся государственными деятелями. Возмужав, они любят мальчиков и нет у них природной склонности к деторождению и браку, к тому и другому их принуждает обычай, а сами они вполне довольствовались бы сожительством друг с другом без жен.
Когда кому - либо, независимо от рода, случается встретить свою половину, обоих охватывает такое поразительное чувство привязанности, близости и любви, что они не хотят разлучаться даже ненадолго, хотя и не могут сказать определенно, чего же они хотят друг от друга. Ведь ясно, что не только ради похоти столь ревностно стремятся они быть вместе, но и души их хотят чего - то другого о чем они могут лишь туманно догадываться. Причина этого в том, что изначально наша природа была едина и мы составляли нечто целостное.
Таким образом, любовью называется жажда целостности и стремление к ней. А если целостность - наш удел, то ведет нас к ней Эрот и указывает нам дорогу. И поступать наперекор ему значит быть враждебным богам. И, следовательно, мы должны славить этого Эрота за то, что он направляет нас к тому, что близко нам и сродни, а более того за то, что он сулит нам прекрасное будущее, нацелив и вернув нас к изначальной природе.
Закончив речь, Аристофан , этот известный всем Афинам задира и насмешник, театрально раскланялся и вернулся в свое ложе. Не успел утихнуть одобрительный гул слушателей, как с места сорвался Агафон, довольно неожиданно для Сократа сбросив его жилистую ручищу со своего колена.
- Друзья!, - воскликнул молодой человек, - послушайте меня, друзья!
В глазах поэта загорелся неистовый огонь вдохновения, щеки его пылали то ли от творческого возбуждения, то ли от выпитого вина…Стоящий рядом Эриксимах оказался весьма кстати, ибо юное дарование, покачнувшись , чуть было не опрокинул глиняные бутыли в плетеных корзинах на столе.
- Все говорят только о благе, который дает нам Эрот, но никто не сказал о нем самом ! А ведь Эрот -само совершенство и он самый блаженный, самый красивый и самый молодой! ( при этих словах Агафон погрозил Федру пальцем). Да! Самый молодой! Иначе почему он неразлучен с молодыми (подобное ищет подобное) и бежит от старости? И Гесиод с Парменидом чего -то недопоняли, когда утверждали, что Эрот старше Крона и Иапета. Боги не совершали бы насилия и не враждовали бы между собой, если среди них находился бы этот прекрасный бог. Итак, Эрот -самый молодой бог и….и…самый нежный. ( ну подумайте сами, разве возможно иначе?). Молодой, нежный и самый красивый! Кроме того, он самый справедливый, самый храбрый и самый мудрый. Вот!
В поэзии он настолько искусен, что делает и других поэтами. В искусствах и ремеслах он руководил Аполлоном, который открыл их тогда, когда был влечен любовью и страстью, Гефестом - в кузнечном деле, Афиной - в ткацком, Зевсом - в искусстве «править людьми и богами»…..
Вот почему и дела богов пришли в порядок только тогда, когда среди них появилась любовь, разумеется любовь к красоте, ибо безобразное не вызывает любви…
Когда Агафон кончил, все присутствующие зашумели, хваля его за достойную речь. Некоторые не удержались от того, чтобы не вскочить со своих лежанок и не обнять и расцеловать юношу. Вечер становился более чем теплым и дружественным… Наконец, Эриксимах, перекрывая всеобщий гул, воскликнул :
- Господа! А что же нам скажет Сократ?
Внезапно все стихли и посмотрели на философа….
(Продолжение следует)