Ниндзя (синоби) - как важная часть мировой культуры :-) Часть 2

Feb 17, 2019 12:43

Здравствуйте уважаемые.
Вчера мы с Вами начали любопытную тему про ниндзя и она вызвала  интерес. Так что, будем продолжать :-)
Сегодня поговорим о сёдзоку - костюме синоби, но НЕ об оружии и приспособлениях. Ибо это тема отдельного разговора, и достойна отдельных двух постов (как минимум) :-)
Вы кончено можете вспомнить старые фильмы, в некоторых из них ниндзя были обязательно закутаны в черные кимоно с масками, а в некоторых трэшевых я помню одеяние синоби всех цветов радуги. Особенно запомнилось как ниндзя в желтом бились с ниндзя в красном. «Радость» для глаз. Однако все было несколько не так.


Мы с Вами говорили в предыдущей части, что ниндзя (синоби), это прежде всего шпионы, лазутчики и диверсанты. Их задачей было слиться с толпой (и то, что они хинин - то есть вне структуры общества) только помогало им это сделать. А в нужное время, в нужный час, выполнить все необходимые действия, и, если таково задание - произвести ликвидацию того или иного человека. Понятно, что чаще всего в средневековой Японии, наиболее удачным для подобных действий было темное время суток. Ну так вот - днем ниндзя носили обычную одежду, позволяющую не выделяться, а на выполнение заданий в темное время суток надевали специальный костюм (сёдзоку), о котором сегодня и будем говорить. И черный цвет в этом случае, хорошо только для театральных представлений и не более. Ниндзя надевали мешковатую и бесформенную одежду причем красновато-коричневого, пепельного, желтовато-коричневого, синего или тёмно-серого оттенка, в зависимости от условий, времени года и т. д. и т. п. Процесс окрашивания ткани, при котором использовался танин и кровь животных и назывался суходзомэ. Интересно еще и то, что помимо маскировочных функций, такой цвет и состав краски, по убеждению ниндзя, давал возможность обеззараживать грязную воду, при фильтрации ее сквозь ткань костюма. Нууу...не знаю :-))
Так что, черные и белые цвета одеяний, не говоря уже о более ярких - это все кино и театр, а не реальная жизнь. Хотя зимой и на той же Окинаве, вполне вероятно, что сёдзоку синоби было грязно-белого цвета.


Экземпляры музея «Ига-Уэно ниндзя ясики». Цвет НЕ черный

То есть, одно главное отличие седзёку мы с Вами обнаружили - это максимальная маскировка по реальной ситуации. Ниндзя всегда обучались двигаться стремительно и бесшумно. От этого зависело не только выполнение задание, но, зачастую, и сама жизнь бойца. Поэтому, следующие 2 важных требования к сёдзоку - это бесшумность и свобода в передвижении. Ну и наконец, последнее. У ниндзя (и вскоре вы в этом убедитесь) всегда было огромное количество различного оружия и специальных приспособлений. Причём большинство их них, надо было носить с собой. Отсюда и последнее требование к сёдзоку - удобство для переноски оружия и различных приспособлений.
Традиционное седзёку можно разделить на 8 основных элементов:
1) Уваги
2) Бакама
3) Додзимэ
4) Тэмаки
5) Кяхан
6) Таби
7) Варидзи
8) Фукумэн


Уваги называется специальная куртка, которая в целом была похожа на современную одежду для единоборств, но бывшая чуть короче и имевшая разрезы не только по бокам, но и сзади. Рукава были свободными и использовались как карманы (имея прорези в подмышках). В случае необходимости они подворачивались и подвязывались специальными шнурками или заправлялись под специальные ручные обмотки (тэмаки). В уваги было большое количество карманов и отверстий для переноски оружия и приспособлений. Синоби очень быстро поняли и оценили функциональность и удобство карманов. Куртка-уваги носилась не на голое тело, а на широкие полотняные полосы, ком ниндзя обтягивали свое тело. В холодное время года нередко поверх уваги синоби мог накинуть еще и более теплую куртку - уваппари.


Бакама, или по-иному игабакама - это штаны синоби. Они очень широкие вверху и немного сужающиеся книзу от колен штаны с пришитыми поясными завязками и чуть завышенной спинкой. Они были с разъединёнными штанинами, сшитыми только у пояса. Как это не мешало ниндзя, и почему их нижняя часть не мерзла - не знаю, честно :-)))))


Додзимэ - это широкий и очень крепкий пояс, перехватывающий штаны и куртку в области поясницы. Носился обмотанным в несколько оборотов (не менее 2-х) вокруг талии, завязывался на животе и при необходимости мог использоваться как веревка. Иногда для большей крепости он имел тонкую, но прочную, вшитую внутрь цепь.


Про тэмаки (или, по-другому, тэкко) мы уже упомянули - это дополнительные рукава или обмотки, прикрывающие кисти рук и прижимающие рукава куртки к рукам, чтобы оружие (и свое, и противника) не цеплялось, создавая дополнительные неудобства.


Кяхан же или по-другому асимаки, это уже обмотки для ног. Они подвязывались ремешками и были предназначены для удобства и тепла.


Таби - это традиционный элемент японской одежды по сей день. Представляют собой носки с раздвоенной передней частью. Они обычно сшиты из плотной ткани или шелка с отделением для большого пальца ноги таким образом, что отчасти сохраняют свою форму даже будучи снятым. Ниндзя делали сих на вате, для того чтобы и теплее и бесшумнее.
Иногда нижняя часть таби делалась из крепкого материала, и таким образом таби представляли собой уже не только носки, но и обувь. Такой вариант назывался дзика-таби.


Варадзи - плетеная обувь из соломы по типу наших лаптей. Скромно и непритязательно. А главное, всегда можно было сделать ее своими руками. Хотя многие историки считают, что и варадзи синоби плелись не из соломы, а из хлопковых нитей, вперемежку с конским или человеческим волосом, или нарезанной на тонкие полоски бычьей кожи, после чего обрабатывались специальным дубильным раствором и укреплялись со стороны подошвы кусочками древесной коры, также специально обработанной. В результате варадзи были и крепче и более устойчивые к носке. Другой обувкой у ниндзя также могли быть гэта (деревянные сандалии) или дзори (по типу шлепанец, и тоже из соломы).


Фукумэн - это традиционная маска ниндзя, закрывающее его лицо, и оставляющая только глаза.
Обычно использовалась в паре с дзукин - специальным капюшоном, закрывающим волосы и шею. Дзукин и фукумэн могли одеваться в различном порядке, находясь один поверх/снизу другого; главным условием было надежно скрыть лицо и дать ниндзя свободный фронтальный и боковой обзор.


Это, так сказать, основа одеяния синоби. На деле же было еще и много других дополнений, связанных как с защитой, так и удобством бойца. Прежде всего в многочисленных карманах было полно оружия, причем оно служило еще и как дополнительная защита для ниндзя. Синоби мог носить еще и так называемую кусари-катабира - кольчужный доспех, нашиваемый на плотную ткань (дабы не звенел при ходьбе). Кроме того, на живот под уваги обычно клали металлическое зеркало. Оно служило не только «мобильным телефоном» с помощью которого ниндзя передавали сигналы друг другу, но также и дополнительной защитой ниндзя.


Еще одна штука зачастую крепилась под дзукин. Это бронированная бандана, которая назывлась хатиганэ. Представляло собой один или несколько кусков металла на кожаной или тканевой основе. Понятно, что от серьезного бойца с поставленным ударом спасти не могла, но в целом каой-никакой, а защитой служила.


Ну и нельзя не рассказать хоть чуть-чуть о нагабукуро - вещевом мешке ниндзя. Он изготавливался из куска прочной ткани 90 см шириной и около 2 м длиной, окрашенной в тёмный цвет и сшитый в форме длинной трубы, по обеим сторонам которой пришиты шнурки. Положив необходимое в мешок, затянув и связав шнурки между собой, ниндзя одевал нагабукуро на спину по диагонали наподобие солдатской «скатки» и отправлялся в путь. И внутри помещалось очень много всего самого нужного. Но об этом уже, в следующий раз :-)


Продолжение следует…
Приятного времени суток.

Япона мать, id77

Previous post Next post
Up