- Наш аппарат, конечно, не преодолевает волнового и гравитационного сопротивления, но нам удалось справиться с аэродинамическим, - говорил в интервью газете "Завтра" доктор технических наук, профессор Щукин. - В основе “новшества” заложено так называемое “толстое крыло” малого удлинения, соединяющее в себе функции самих крыльев и фюзеляжа. Благодаря этому мы получили большую площадь несущей поверхности. Вместо шасси “приспособили” воздушную подушку. Нет шасси (в самолетах это одно из самых уязвимых мест) - и отпала тьма проблем. “ЭКИП” может взлететь с любого поля, лесной поляны, с водной поверхности. И туда же садиться. Давление на грунт совсем ничтожное - даже пашне, случись аварийная посадка, вреда не нанесет. Но аппарат, кстати, практически безавариен. Вся соль гладкого скольжения по воздуху - в безотрывном ламинарном обтекании машины воздушным потоком, что помогает ей “чувствовать” себя в полете едва ли не как рыбе в воде. Предположим, остановились все двигатели - аппарат будет планировать, и скорость снижения составит не больше трех метров в секунду. Никакого заваливания, опрокидывания, штопора не может быть…
"ЭКИП" (переводится "Экология и прогресс") - это, наверное, один из самых необычных советских летательных аппаратов, или, точнее, целое семейство летательных аппаратов. Его внешний вид напоминает инопланетный корабль, его способность взлетать и садиться на любую поверхность также наводит на мысль об инопланетных технологиях, ну а уж его принцип полета - это вообще что-то запредельно элегантное. Слово Льву Николаевичу Щукину:
- “ЭКИП” может летать как в режиме самолета, так и экранолета, - продолжает генеральный конструктор, - на высоте от трех метров до 10 километров при скорости от 120 до 700 километров в час. При этом расходуя топлива меньше, чем самолеты.
Щукин не шутил. Дело в том, что он ухитрился научить свои "ЭКИПы" тому, чему до сих пор не получалось научить летательные аппараты - а именно употреблять на пользу сопротивление воздуха. Ведь что происходит во время движения? Спереди возникает вредное уплотнение воздуха, которое всячески препятствует движению. Сзади возникает не менее вредное разрежение, которое стремится тянуть аппарат назад. И то, и другое становится тем сильнее, чем выше скорость - но "ЭКИП", в отличие от привычных самолетов, даже не пытается всё это преодолевать. Видите щели спереди и наверху машины? Через них уплотнившийся перед машиной воздух активно перекачивается назад, и в результате спереди получается разрежение, которое тянет вперед, а сзади, наоборот, воздух уплотняется и, опять же, помогает движению. Удивительно красивое решение с точки зрения аэродинамики!
Не менее красиво выглядело решение взлёта и посадки: использование воздушной подушки вместо шасси - это возможность взлететь с любой поверхности и приземлиться где угодно. Никаких многокилометровых взлетно-посадочных полос, подойдёт любое поле, река, дорога. Да и разбегаться такому аппарату особо не нужно: при посадочной скорости в 100-120 километров в час против 250 примерно у нынешних реактивных самолетов - ну вы понимаете, это серьезная разница.
А ещё такая форма летательного аппарата даёт огромные полезные внутренние объёмы. Туда войдёт любой груз, там можно разместить столько топлива, сколько надо - и, кстати, это вовсе не дорогой авиационный керосин: "ЭКИП" летал на аквазине - смеси низкосортного бензина с водой. Слово создателю топлива:
- Ничего невероятного здесь нет, - говорит доктор химических наук, профессор, генеральный директор НПО “Аквазин” Эдуард Исаев. - Положительное влияние воды на рабочий цикл двигателя известно еще с прошлого века, когда изобретатель двигателя внутреннего сгорания Н. Отто получил первый патент на применение воды в качестве компонента топлива. С тех пор во всем мире пытаются реализовать его идею. Но получали водно-топливные эмульсии с низкой стабильностью к эксплутационным характеристикам. Нам же удалось создать топливо с неограниченной по времени стабильностью. Несомненные преимущества аквазина перед традиционными видами топлива - это пониженное содержание вредных веществ и отсутствие соединений свинца в отработанных газах повышенная антидетонационная устойчивость уменьшение теплонапряженности двигателя на 200 °С и увеличение его мощности в результате повышения степени сжатия.
По сути, "ЭКИП" - это революция в авиации. Летать без аэродромов? Пожалуйста! Перевозить грузы сотнями тонн? Да ради Бога! Вам керосину жалко? Так нам и бензинчик с водой сгодится...
Разрабатывались самые разные модификации. Вот так, например, мог бы выглядеть пассажирский аппарат:
К сожалению, проект не получил развития. Сошлось слишком много всего - и неважное состояние экономики в 90-е годы, и консервативность авиационных кругов, и неумение наладить бизнес в условиях рыночной экономики. Проект был остановлен, а мир продолжил летать на традиционных летательных аппаратах.
Теперь "ЭКИП" можно увидеть в Черноголовке, в местном музее авиации.