http://otradny63.com/public/655 Сразу: у кого есть желание читать, то лучше смотреть прикрепленный вордовский файл (там все оформлено цивильно)
На форуме обсуждался вопрос «Какая школа в г. Отрадном лучше?». Я решил провести небольшой анализ по выяснению степени качества образования. В качестве главного критерия был выбран показатель количества победителей и призеров окружных предметных олимпиад. Причина выбора именного такого критерия заключается в том, что он относительно свободен от внешних факторов. Например, на результаты ЕГЭ и ГИА серьезным образом влияет такой фактор как репетиторство, которое приобретает массовый характер. На результаты ГИА также оказывает огромное влияние открытая фальсификация и помощь на экзаменах (ЕГЭ в этом отношении более независим, поскольку контроль несколько строже).
Для начала выяснялась доля школ г. Отрадного в общем количестве победителей и призеров всех окружных предметных олимпиад школьников:
Показатели 2011 2010 2009 2008
Количество победителей и призеров в Отрадненском образовательном округе 309 305 253 185
Количество победителей и призеров в г. Отрадном
146 154 125 88
Доля школ г. отрадного (в %)
47,3 50,5 49,4 47,6
Вывод: относительная доля школ г. Отрадного в целом стабильна на протяжении 4 последних лет. Заметна тенденция роста абсолютного количества победителей и призеров окружных предметных олимпиад школьников в 2008-2010 гг. (на 65%).
Поскольку анализируемый показатель отражает степень работы с одаренными детьми в школах в среднем и старшем звене, а также не подвергается серьезному административному давлению, то возможно просчитать не только абсолютные показатели школ, но и относительные, а также динамику роста или снижения уровня предметного обучения в целом. Также результаты могут показать наличие ресурсной и кадровой базы для подготовки учащихся в школах г. Отрадного.
Статистика абсолютных показателей количества победителей и призеров окружных олимпиад по школам г. Отрадного
Школы 2011 2010 2009 2008
№2 4 6 9 14
№4 3 9 10 4
№6 46 46 32 19
Гимназия 17 18 15 4
№8 (+№9 в 2008 г.) 36 37 37 34 (в т.ч. 10 - №9)
№10 40 38 22 13
Вывод: абсолютные показатели имеют тенденцию к снижению у школ №2 и №4;
стабильные результаты имеют школы №8 и Гимназия;
тенденция к повышению показателей характерна для школ №6 и №10.
Результаты 2010 и 2011 г. имеют схожие показатели.
Для комплексного анализа важны не столько абсолютные, сколько относительные показатели. Поэтому делался перерасчет средних результатов 2010 и 2011 гг. относительно 2009 и 2008 гг., чтобы отразить динамику развития предметной подготовки в среднем и старшем звене школ г. Отрадного.
Школы 2010-2011 Пересчи-танный 2009 г.* Динамика (в %) Пересчи-танный 2008 г.** Динамика (в %)
№2 5 10,8 -53,7 23,8 -79
№4 6 12 -50 6,8 -11,8
№6 46 38,4 +19,8 32,3 42,4
Гимназия 17,5 18 -2,8 6,8 157,3
№8 36,5 44,4 -17,8 57,8 -36,9
№10 39 26,4 +47,7 22,1 76,5
* Коэффициент = 1,2 (150:125)
** Коэффициент = 1,7 (150:88)
Вывод: относительные результаты школ №2, №4, №8 имеют ярко выраженную тенденцию к уменьшению, а учитывая изменения численности обучающихся в 2010 и 2011 гг. снижение показателей продолжилось;
Гимназия показала резкий рост между 2008 и 2009 гг., после чего наблюдается снижение показателей относительно 2009 г.;
тенденция роста относительных результатов характерна для школ №6 и №10, причем показатели школы №10 увеличиваются примерно в 2 раза быстрей, чем школы №6.
Для определения итогового рейтинга школ по степени качества обучения использовался перерасчет абсолютных показателей относительно численности обучающихся в школе, чтобы выровнять данные и получить объективную картину. Стоит учитывать, что при расчете показателей включались обучающиеся всех звеньев в каждой школе, поэтому итоговые показатели могут быть несколько скорректированы, хотя и отражают высокий уровень корреляции результатов.
Итоговые показатели
Школы Численность обучающихся Количество победителей и призеров
окружных олимпиад на 100 обучающихся
2011 2010 2011 2010
№2 422 431 0,95 1,39
№4 333 370 0,9 1,62
№6 791 762 5,82 6,04
Гимназия 581 572 2,93 3,15
№8 1140 1162 3,16 3,18
№10 742 726 5,39 5,23
Вывод:
Заметна тенденция резкого снижения показателя количества победителей и призеров окружных олимпиад на 100 обучающихся в школах №2 и №4. Это может объясняться сменой статуса СОУ на ООШ и потерей старшего звена, учащиеся которого приносили места своим школам. Также для этих школ можно зафиксировать тревожную тенденцию резкого снижения количества выпускников 9 класса, которые продолжают свое образование в 10-11 кл. - 10-20%, остальные 80-90% нацелены на получение начального или среднего профессионального образования (ПУ, техникум).
Результаты школ №6, №8 и Гимназии имеют тенденцию относительно небольшого снижения показателей 2011 г. относительно 2010 г.
Только школа №10 немного улучшила итоговый показатель, но все же он меньше показателя школы №6.
Таким образом, рейтинг школ можно выстроить следующим образом:
I место - №6;
II место - №10;
III-IV места - №8 и Гимназия
V-VI места - №2 и №4.
Прогноз развития системы образования на среднесрочную перспективу (3-4 года):
Качество образования в школе №6 сохранится на достигнутом уровне, хотя может иметь как небольшой рост, так и снижение. Скорее всего, абсолютное количество победителей и призеров будет расти (до 50), а относительный показатель сохраняться (или даже уменьшаться) на отметке 15% мест от общего количества в Отрадненском образовательном округе и 30% в г. Отрадном.
Школа №10 имеет резервы для роста и даже выхода по относительным показателям на I место в городе, но по абсолютным показателям вряд ли опередит школу №6, если не будет увеличен прием в 10-11 классы, который искусственно сдерживается Отрадненским управлением МОиН Самарской области и администрацией школы.
Снижение показателей школы №8 достигло своего «дна», поэтому дальнейшие изменения во многом зависят от конкретных управленческих решений директора школы. Представляется, что реорганизация (объединение) школ №8 и №9 не принесло положительных результатов, а только снизило качество обучения из-за потери эффективности управленческого контроля над педагогическим процессом. Профилизация школы в итоге выполнена на крайне низком уровне.
Показатели Гимназии имеют тенденцию к относительному снижению, поэтому, скорее всего, она займет IV место в рейтинге, уступив школе №8, разрыв с которой будет увеличиваться. Думается, что, в конечном итоге, Гимназия будет лишена гимназического статуса и станет обычной общеобразовательной школой. Данная тенденция проявляется в наличие определенных проблем при последней аттестации на гимназический статус, которая пока так и не пройдена.
Школы №2 и №4 прочно заняли позицию «аутсайдеров», постепенно превращаясь в своеобразные «отстойники» среди школ города. Данное явление во многом связано с непродуманным и поспешным решением Отрадненского управления МОиН с Самарской области преобразовать их из СОШ в ООШ, тем самым серьезно подорвав мотивацию учащихся на обучение в данных образовательных учреждениях. Серьезных эмпирических показателей для подобного решения не было. Например, по показателям победителей и призеров окружных олимпиад на 100 обучающихся в 2008 и 2009 гг. школы №2 и №4 не уступали другим школам города.
Анализируя изменения численности обучающихся, можно предположить, что произойдет ликвидация школы №4, путем слияния со школой №2 или №8, что может привести к резко негативным результатам, снижению управленческой эффективности и качества обучения. Но и сохранение школы №4 при численности менее 300 учащихся - крайне нецелесообразный вариант. Возможно, при объединении, например, со школой №8 обучение будет вестись в 3-х корпусах (здание школы №4 - начальная ступень, здание школы №8 - основная ступень, здание бывшей школы №9 - старшая ступень). Если же будет объединение со школой №2, то ее статус должен быть восстановлен до СОШ.
В целом, скорее всего, ранжирование учебных заведений сохранится. Школы №6 и №10 еще более укрепят свои позиции и лидерство, а у «аутсайдеров» будет снижаться уровень обучения
.