Георгий Михайлец,
специально для «Oтото»
В те годы, когда книги еще были деревьями, я был довольно крупным еврейским ребенком, к тому же, тонко предвидя политический момент на долгие годы вперед, уже тогда занимался дзюдо. Соответственно, бытовой антисемитизм как-то прошел мимо, за что ему спасибо. Но - ген пальцем не раздавишь, поэтому в семье периодически поднималась тема отважных маккавеев, героических участников еврейской самообороны и прочих одноглазых ястребов с мечом Гедеона наперевес. Более того, моя ангелоподобная еврейская бабушка в ходе таких дискуссий с поистине ястребиным азартом начинала утверждать, что ребенка таки надо научить всякому, чтобы его плохие мальчишки во дворе не обижали.
И примерно в те же годы с земли, заселенной славными потомками маккавеев и ястребов, начали доноситься слухи о
смертоносном и необоримом искусстве крав-мага. Надо сказать, семена попали на качественно унавоженную почву: начало 1990-х, видеосалоны, южный шаолинь, сборет ли Брюс Шварца, мое кунфу сильнее твоего кунфу, но и твоему кунфу респекты от пацанов на раёне. В общем, в неокрепшей детской душе моей поселилась святая вера в то, что мастер крав-мага в случае суровой необходимости - так-то мы, евреи, народ мирный - и Шварцу с Брюсом задницу надерет, и патриарху южного шаолиня лысину отполирует, да и пацанам на раёне при случае объяснит преимущества решения возникших противоречий путем мирных переговоров.
Но - как-то вот не складывалось. За дзюдо последовало еще всякое, но вот именно крав-мага оставалась чем-то далеким и недоступным. Да и вера в непобедимость как-то сменилась спокойным уважением - для этого всего-то потребовалось осознать, что крав-мага по сути тот же армейский рукопашный бой или боевое самбо, к которым я отношусь с большим пиететом, но без сакрального трепета. Поэтому, когда мой друг и партнер по бизнесу (чистокровный славянин, выросший в плохом районе Мариуполя, через что рукопашник высокого класса) собрался для расширения кругозора сходить на семинар по крав-мага, присоединиться я как-то поленился, но о результатах, разумеется, расспросил. И выяснилось интересное: по словам моего товарища, он вполне рискнул бы сойтись в нечестном бою с бравым маккавеем, который вел семинар, и шансов было бы примерно поровну.
Его словам я верю, так что миф о непобедимости крав-мага дал еще одну трещину. Но вот что интересно: примерно любой эпизод - а крав-мага, как и положено прикладному боевому стилю, ориентируется не на поединок двух мастеров в темном додзе, а именно на жизненные эпизоды, будь то попытка изнасилования, грабеж или захват заложников - инструктор сводил к одному и тому же: множественные удары в пах. Приставили нож к горлу? Нож отнять, на землю свалить - и раз-два-три по бейцам. Схватили за волосы и потащили в кусты? Раз-два-три по бейцам. Пытаются укусить за ногу? Окружили в темной подворотне? Насильно кормят свининой в шаббат? Вы уже знаете, что делать. Одним словом, стабильность - признак мастерства.
Но при всем том - крав-мага все же одна из самых эффективных систем рукопашного боя. Потому что грамотный и своевременный удар по бейцам, да еще и неоднократный, является крайне весомым аргументом в споре что с Брюсом, что со Шварцем, что с патриархом южного шаолиня. Да и пацаны на раёне этот метод признают заслуживающим всяческого уважения. Ну и да, специалисты утверждают, что изучение крав-мага не только предоставляет возможность защитить себя в непростой жизненной ситуации, но и гарантирует как минимум плюс десять к национальной самоидентификации. Всегда ведь приятно засветить чуждому элементу по бейцам не абы как, а используя тайное знание воинственных маккавеев.
Если же враги и завистники будут говорить, что крав-мага появилась примерно в 1930-х годах, да еще и в Венгрии то ли Чехословакии - пренебречь, вальсируем. А завистникам - по бейцам, причем неоднократно, как учит нас тайное знание маккавеев. И когда настанет момент уже мне отвечать на вопрос, надо ли учить своих детей или внуков всякому, я всерьез задумаюсь о крав-мага. Хотя, признаться честно, боевое самбо мне все же импонирует чуть больше. Хотя бы потому, что уж его-то можно - если, не приведи Г-дь, очень понадобится - применять и в шаббат.
Хотя я, признаться, так и не решил, стоит ли ребенка учить всему этому безобразию - или, как и положено хорошему еврейскому мальчику, пусть себе пиликает на скрипочке? Буду благодарен за советы, потому что собственного мнения пока не имею: с одной стороны, добро должно быть с кулаками, с другой же - если этого потомка маккавеев с его галахическим темпераментом еще чему-то научить, эффект «бодливой корове Г-дь рога таки зачем-то выделил» неизбежен.