Неочевидное кино

Oct 10, 2012 12:31







Еврейская тема в кинематографе, понятное дело, неисчерпаема. Но есть такие фильмы про евреев, «Список Шиндлера», «Ночной портье», «Жизнь прекрасна», которые на слуху у всех, а есть другие, не столь широко известные, хотя они, кажется, ничем не хуже. Это и артхаус, и фильмы для семейного просмотра, часто это кино фестивальное. Здесь и «Вальс с Баширом» Ари Фольмана и Йони Гудмана, - полнометражный мультфильм о ветеране Ливанской войны, и «Бог большой, а я маленькая» Паскаля Байи с Одри Тоту в главной роли, снятый, как мне кажется, на волне успеха «Амели» и представляющий такой околоеврейский вариант безбашенной девчонки, и трэшевая короткометражка Оливера Ноубла «Ночь живых евреев» в нашествии зомби в городке Мойшевилль. Я хочу рассказать о таких «неочевидных» фильмах о евреях, которые мне запомнились особенно. Двух «странных» и двух, скажем так, «обычных», хотя отнюдь не заурядных.


«Поезд жизни», Раду Михайляну, 1998

Евреи, узнав о том, что скоро в местечко придут немцы, решают опередить их и депортировать сами себя. Они покупают поезд, в машинисты приглашают архивариуса из министерства железных дорог, который видит локомотив первый раз в жизни и собирается вести его по учебнику. Жители штетла наряжаются охранниками и заключёнными и катят Святую Землю.

Первая ассоциация, которую вызывают фильмы Раду Михайляну, французского режиссёра еврейско-румынского происхождения - работы Эмира Кустурицы, тем более и музыку для «Поезда жизни» написал Горан Брегович. Тот же налёт абсурда, тот же истерический смех сквозь, увы, вполне видимые миром слёзы, да и сюжет «Поезда жизни» несколько напоминает знаменитое «Подполье». Но если у Бреговича всё буйно расцветает кишками наружу, то мир Михайляну - приглушенный, с накинутым на лампу покрывалом. Сепия - основная краска «Поезда жизни», хотя фильм цветной.

У фильма-фантасмагории - потрясающий финал, переворачивающий всё с ног на голову, вполне реалистичный. Но пусть бы хоть в кино, раз не в жизни, всё кончилось по-другому…

«Пение невест», Карин Альбу, 2008

1942-ой год, Тунис. В страну вошли немцы. Арабка Нур и еврейка Мариам - лучшие подруги. Под влиянием немецкой пропаганды дружба то разваливается, и Нур обвиняет евреев в том, что французы за предательство предоставили им большие свободы, так что подружка может ходить без чадры, а вот ей этого делать нельзя, то снова крепнет, и одна девушка прячет другую всё под той же чадрой.

Это фильм и о войне, и о евреях, и об удивительной дружбе. Но в первую очередь о Тунисе. Приморском, бело-голубом, который мы знаем по летним курортам. Но в то же время и о сером, шероховатом, запылённом, и всё таки полном честной ориентальной прелести.

Я, как ни странно, была в Тунисе в синагоге. В городе Суссе, который в «Индиане Джонсе» сыграл Иерусалим. Она там маленькая. Совсем как у нас в Горьком.

«Высоты свободы», Барри Левинсон, 1998

Барри Левинсон режиссер очень известный, классик. Однако фильм 1998-го года «Высоты свободы» почему-то гораздо менее известен, чем такие его шедевры как «Человек дождя» и «Хвост виляет собакой». Фильм, как всегда у Левинсона, ироничный, но вместе с тем нарочито, на грани китча, доступный, безыскусный, ставка делается на драму, драматургию в его классическом понимании, неаффектированную игру актёров.

1954 год, в американских школах отменена сегрегация, так что двум американским меньшинствам, которые живут в том районе Балтимора, где происходит действие, в большинстве своем неграм и евреям, предстоит узнать друг друга поближе. Фильм просто очень-очень красивый, именно живописный, с городскими осенними пейзажами, с такими костюмами актёров, что иногда больше похож на показ винтажной моды.

«Мужчина как женщина», Жан-Жак Зильберманн, 1998

Семья парижан Ашкенази горит желанием женить засидевшегося в холостяках кларнетиста Симона. То, что он гей, его мать и дядю не смущает, всеми правдами и неправдами они находят ему хорошую еврейскую девочку. Семья у девочки ортодоксальная, с шаббатом, ермолками и пейсами. Вот только у самого младшего братишки они накладные, и вообще он, кажется, близок Симону как-то особенно. Трогательная мелодрама на самом деле не так уж наивна. Она о том, как в современном мире стираются, меняются границы гендера, об анимусе и аниме, которые совсем не определятся сексуальной ориентацией, да и не определяют её.

Первый раз я смотрела это фильм года, наверно, через два после того, как он был снят, ещё на видеокассете. И тогда было понятно, что оскорбления «грязный педераст» и «паршивый жид» (как называют героя его окончательно отчаявшиеся родственники) недопустимы совершенно одинаково, и курить на экране можно не только волку. И не было пока понятно, что девяностые действительно кончились.

А какие фильмы про евреев - очевидные или не - нравятся вам?


Евгения Риц

Previous post Next post
Up