От кипы до капы

Oct 01, 2012 11:07







В IV в до н.э. в Иудее евреи считали спорт проявлением идолопоклонства и не жаловали. При царе Ироде I попытки приблизить евреев к идеалам греческой культуры тоже оказались тщетными, и спорт продолжал считаться грехом, а еврей-атлет - вероотступником. И только когда Моше Иссерлес позволил евреям играть в игры с мячом (даже по субботам!), ситуация стала постепенно меняться. И пошло-поехало: в средние века фехтование, верховая езда и поднимание тяжестей, а после и до шахмат докатилось. Теперь уже слабаками и мальчиками для битья евреев называют чаще всего те, кто когда-либо, грубо говоря, получал от них в морду.


Впрочем, здесь я другом. О том, что еврейский народ был и остается великим и в самой честной (хотя уже и не во всем) человеческой ипостаси - спорте.

Что там придумал физик-химик-биолог-математик, непонятно никому, кроме специалистов. Чей роман лучше - Толстого с Достоевским или Агнона с Кафкой - тоже вопрос. И чья картина удачнее - Иогансона с Герасимовым, классно нарисовавшими Ленина со Сталиным или Пикассо с его «голубкой» (не говоря уже о «Гернике» и разных цветных периодах творчества) - тоже весьма спорно. И только в спорте все честно и очевидно: или ты противника, или он тебя. И, как известно, не по паспорту, а куда следует.

Александр Исаевич Солженицын, как и Лев Николаевич Толстой, считал спорт оглуплением масс и уводом этих самых масс от осмысления куда более важных проблем. И, тем не менее, сам занимался спортом и был весьма недурным физкультурником: ежедневно пробегал или 10 км кросса или 20 км по лыжне, здорово упражнялся на турнике и боксировал (иначе он бы в ГУЛАГе просто не выжил).

Один мой знакомый (еврей, разумеется), водит своего десятилетнего сына в музыкальную школу, художественную студию и в секцию бокса. Когда я язвительно поинтересовалась, долог ли путь от кипы до капы, он невозмутимо ответил: «Если он не станет художником или музыкантом по собственной воле, я не очень расстроюсь. Но если ему это не удастся потому, что ему переломают руки какие-нибудь ублюдки в подворотне, это будет крайне обидно».

Трудно сказать, все ли еврейские спортсмены стали оными из соображений самообороны, но достаточно ознакомиться с историей Олимпийских игр и крупных чемпионатов, чтобы обнаружить более сотни еврейских фамилий в списках величайших атлетов мира. И это только на территории бывшего СССР и стран СНГ. А сколько их - «там»? Плаванье и легкая атлетика, парусный спорт, волейбол, гандбол, настольный теннис (который в СССР иронично называли «еврейским»)… Только в зимних видах спорта - почти никого: не та погода для евреев, пусть и советских. Однако великий хоккейный тренер НиколайЭпштейн - стоит многих.

Фантастический Никсэм Эпштейн (по имени-отчеству Николай Семенович) - фигура эпохальная. Только настоящий еврей, будучи никому неизвестным тренером, мог уболтать руководство огромного химкомбината и руководство союзных министерств химической промышленности и химического машиностроения создать хоккейную команду, легендарный «Химик», и только он смог добиться такого результата, чтобы в провинциальный Воскресенск (который и на карте СССР-то не сразу найдешь) его питомцы несколько раз привезли Кубок Стэнли - самую высокую награду в Национальной хоккейной лиге. Как именно он тренировал своих юнцов - история умалчивает, но то, что в игре они бежали из своей зоны, как евреи из горящей синагоги - это факт.

В общем, миф о неспортивности евреев, так прочно укоренившийся, кстати, и в их головах - всего лишь миф, никогда не имевший под собой реальной почвы. Какая, в сущности, разница, чем заниматься - спортом, наукой или искусством? Главное, чтобы учились хорошо.

А есть ли у вас любимые еврейские спортсмены?


Аня Максименко

Previous post Next post
Up