Я много размышляю о еврейском героизме, всем пересказываю историю из «Очерков времен и событий» Канделя, когда якобы в некоем местечке некие евреи оказывали сопротивление Богдану Хмельницкому и его брутальным алкоголикам, и были вырезаны не просто так, а с оружием в руках. (Всего лишь: в городе Полонном, на Волыни, около двенадцати тысяч евреев укрылись за стенами города и вместе с поляками
защищались двое суток.) Ищу и не могу найти историю какого-нибудь ашкеназского Моисея, который вывел бы свой народ из местечкового Египта. Или Егупца. Почему этого не было ни в 19, ни в 18, ни в 15 веке? Не один я мастурбирую на
кровь Маккавеев, кстати.
Я, зато, знаю других героев.
Одну из других героинь звали тетя Фаня. Тетя Фаня была красавица, ну или, по крайней мере, считалась таковой в конце тридцатых, вкусы тогда изрядно отличались от нынешних. У Тети Фани были старинные бриллианты, привезенные, когда ее обширное семейство приехало в Советский Союз из депрессивной и преднацистской Австрии. А еще у нее был муж - директор завода в Харькове и немецкая бормашина на педальном приводе. Тетя Фаня была модным дантистом.
Тут бы, конечно, сказать, что рука у нее была легкая и лечила она хорошо и без боли, но я в это не очень верю: машинка-то была с педальным приводом, то есть с низкой скоростью, обезболивания до войны толком не было, и к модному дантисту, очевидно, ходили только совсем уж отчаявшиеся беззубцы. Но безбедное существование и пополнение коллекции драгоценностей бормашина ей обеспечивала.
А потом внезапно наступил 1937 год. Ее брата - строительного инженера и идейного левака, переехавшего в начале тридцатых в Москву из Вены - арестовали и спустя несколько месяцев он сгинул, те самые десять лет без права переписки. Расстрельный приговор с отметкой об исполнении внуки инженера получили уже в девяностых, когда глава КГБ Бакатин ненадолго слегка приоткрыл архивы, долгой ему жизни и легкой смерти. Жену инженера посадили за то, что она была его женой - был такой пункт в 58-й статье. А двух его маленьких детей забрали в специальный детский дом для детей врагов народа.
Была, кстати, такая книжка у Приставкина, «Кукушата», про детей, которых в этом детском доме держали. Мне в детстве много раз про нее говорили, намекали, что когда я вырасту, мне надо будет обязательно ее прочесть. Я ее так и не читал и не прочту, мне достаточно семейных легенд.
Мне достаточно фотографий улыбающихся мальчика и девочки, мальчик в коротких штанах, девочка в платьице, беретку, видимо, дорисовывает воображение, которые попадают в детский филиал тюрьмы и перестают разговаривать, улыбаться, закрываются и замыкаются в себе.
Но тут появляется тетя Фаня, еврейская героиня с бриллиантами, бормашинкой и умением заговаривать зубы и решать вопросы. Она приехала из Харькова и поговорила с заведующим детдомом. Она поговорила с разными другими людьми. Она умела давать взятки и при этом делать так, чтобы коррупционерами чувствовали себя благодетелями, людьми, которые сделали сегодня доброе дело, спасли человеческую жизнь - невероятно важный навык, если подумать.
Она забрала детей и получила опеку. Она уехала в Харьков, где, в общем, не спрашивая у мужа, директора завода, поселила их с собой. Она сумела их разговорить и сделать так, чтобы они росли и развивались.
Потом, разумеется, началась война, в которой пропал муж. Этот, в сущности, тоже героический человек сумел вывезти завод, за который он отвечал, организовал эвакуацию семьи на грузовике с газогенераторным двигателем на дровах, включая неожиданно объявившихся племянников, а сам погиб.
Дальше дети жили в Узбекистане в хибаре на земляном полу. Тетя Фаня крутила ножной привод бормашинки, ставила немецкие пломбы, которые путешествовали за ней по всей стране, решала вопросы и хранила бриллианты - сколько их у нее было, интересно? Как она их прятала?
Дальше она смогла переехать в Москву к сестре в 1943 году, вместе с детьми, где около года жила нелегально, а потом смогла прописаться и прописать вражеское отродье. Частную практику, она, кстати, вела в той же комнате в коммуналке, где жила с сестрой, детьми сестры и своими племянниками. Кресло было какое-то самодельное, а педальная бормашина была все та же что и в Харькове, и в Узбекистане. Этой же машиной и этими же камнями была куплена и прописка. При Сталине, как мы знаем, был порядок.
А потом невестку тети Фани освободили и она забрала детей. Дети встретили мать довольно насторожено, и не сказать, чтобы тетя их так уж легко отдала. Она уже считала их своими, и она была героиней, а не святой. Дальше началась уже совсем другая история, вдова венского инженера была тоже очень непростой женщиной, повседневный героизм был и ей не чужд.
А тетя Фаня прожила долгую и счастливую жизнь. Последний из ее бриллиантов когда-нибудь, не дай Б-г, спасет еще раз какого-нибудь ребенка.
Я довольно много думаю о ней последнее время. Б-г с ними, с бриллиантами (были ли они и сколько их было - мы этого никогда не узнаем). Она тяжким трудом зарабатывала деньги (довольно много, по тем временам) и легко с ними расставалась, спасая жизни. Она и есть настоящий герой нашего народа, который готов прорасти через любой асфальт, через любой бетон, жертвуя и спасая, договариваясь, давая взятки так, чтобы взяточник почувствовал себя хорошим человеком и от любви к себе расплакался.
Она прожила долгую жизнь и умерла.
А брата ее, кстати, расстрелянного в 1938 году, отца двух детей, звали Семен Кваша.
Рассказывайте свои истории о повседневных героях и героинях.