В День Победы у деревьев Новый год

Jul 26, 2012 14:31




Евгения Риц,
специально для «Oтото»



В моей семье о том, что мы евреи, помнили и в самые сурово-интернационалистические времена. Всегда старались достать еврейский календарь с праздниками, заказывали мацу, знали свои вторые (а может быть - именно первые? ) еврейские имена. Но даже такое светское, лёгкое соблюдение традиций во времена нашего детства было не особо распространено. Брата моей подруги дразнили «еврей», а он отвечал «сам - еврей», для него это было только малопонятное ругательство, несмотря на то, что семья его - потомки известного раввина. И если мы всё-таки научились чувствовать себя евреями, то нашим детям эта замечательная наука могла бы при желании даваться и вовсе без труда.

Например, моя четырёхлетняя знакомая Леночка, у которой есть ещё одно, не записанное в свидетельстве о рождении имя - Эстер, в честь прабабушки - здоровается исключительно «Шаббат, шалом». Это в любой день недели. Уверяет, что так её в еврейском детском саду научили, который у нас, в Нижнем Новгороде. Родители очень
садом довольны, особенно довольны тем, что порядки там либеральные. Трёхлетняя Леночкина вот кузина, которая ходит в еврейский сад в другом городе, больше всего на свете боится съесть что-нибудь некошерное. Приехав в гости к дяде с тётей, она чрезвычайно строго инспектировала, что же ей такое стряпают, и Леночку тому же научила.

Через два года Леночка пойдёт в нижегородскую еврейскую школу «Ор Авнер». Леночкиным родителям и еврейку настоящую вырастить хочется, хотя и не в плане повышенной религиозности (не без причины же за ними племянница приглядывала), да и иврит в «Ор Авнер» с первого класса - мало ли, уезжать придётся. Да и вообще школа хорошая, все из неё поступают, и классы там очень маленькие, так что все уроки оказываются почти индивидуальными. А откуда взяться большим классам в еврейской школе города, откуда и так уже «почти все уехали»?

Родители семилетнего Миши отдавать сына в «Ор Авнер» не рискнули. Честно говорят, что не хотят, чтобы сын вырос «слишком уж евреем». На их взгляд евреем не слишком, а в самую меру Миша станет, если будет ходить на праздники, которые организует синагога и еврейская община. На Лаг Ба-Омер, например, вся семья ездила на прогулку по Волге - с еврейскими песнями, конкурсами и анимацией. Поскольку дело было девятого мая, заодно с культурой своего народа приобщились и к истории родной страны - с середины реки посмотрели салют в честь Дня Победы. Разуверить в Мишу в том, что в День Победы у деревьев Новый год всегда, пока не удалось. (Новый год деревьев - это другой праздник, Ту би-Шват, который бывает где-то в марте, так что в Мишиной голове перепутались три весенних праздника)

В планах родителей, не ближайших, правда, еврейский «пионерский» лагерь. Хотя многие из таких лагерей как раз «слишком евреями» и возвращаются. Знавала я одного Лёшку, который оттуда приехал Авромом с соответствующими ритуально-физиологическими изменениями. Хотя это было в конце 90-ых, и лагерь был религиозный, только для мальчиков, а Мишу во вполне светский отправить собираются, где и девочки будут. Потому что пока поездка в лагерь запланирована на те отдалённые несколько времена, когда Мишу пора будет женить.

А у мамы десятилетней Ани на праздники дочку возить времени нет, да и мама с дочкой обе страшные интровертки, многолюдных торжеств не любят. И Анина мама справедливо решила, что путь к еврейскому сердцу, как и к любому другому, лежит через желудок. На каждый религиозный праздник на столе бывает предписанная ритуалом еда. И это не только какие-нибудь предсказуемые маца и кнейдлах на Песах, и какой-нибудь творожок на Швуэс, но всяческие вполне себе изыски вроде фаршированной рыбы с головой на Рош-га-Шона.

А ещё Аня в эти каникулы начала читать Шолома-Алейхема, страшно была недовольна, что «Мальчик Мотл» незакончен. Но хотя Аня, как и положено всякому порядочному отото, настоящий книжный червь, больше лета, когда от книжек можно не отрываться целых три месяца (что она и делает), она любит зиму, когда вслед за огнями ханукии загораются гирлянды на ёлке. Ну, и подарки, соответственно, тоже один за другим следуют.

А как вы знакомите детей с еврейскими традициями? Подключаете какие-то институции - школы еврейские, садики, гулянья массовые всевозможные? Или всё сами-сами? Или вообще - ну их?


Евгения Риц

Previous post Next post
Up