Доля шлемазла

Jul 05, 2012 15:28




Юля Идлис,
специально для «Oтото»


Представьте себе такую ситуацию: вы шлемазл. Тот самый, у которого все валится из рук, в супе всегда плавает муха, а самые простые вещи происходят не как у людей, а шиворот-навыворот.

При этом, поскольку вы не просто шлемазл, а шлемазл самый настоящий, вы даже не еврей. И живете не в Израиле и даже не в Жмеринке. Вы юный англосакс из Глазго, с этим самым шотландским акцентом, который не понимает никто на свете, кроме таких же, как вы, англо-шотландских шлемазлов. Вы безработный и только что вышли из суда, где вас приговорили к нескольким суткам общественных работ за мелкое преступление, и ваша беременная подружка (тоже ни разу не еврейка) собралась рожать. Представили? Очень хорошо. Теперь сконцентрируйтесь на своей несчастной жизни. Потому что в этот момент английский режиссер Кен Лоуч снимает про вас гениальное кино - «Доля ангелов».

Его недавно показали на Московском кинофестивале, а осенью оно должно выйти в прокат. Но вы-то не шлемазлы и скачаете его с торрентов, как только оно там появится. Только качайте с английскими субтитрами: я серьезно, языка шотландских шлемазлов не понимает никто, кроме них самих.

Но мы с вами отвлеклись. Не отвлекайтесь: вы - шлемазл, у которого только-только родила подружка, но отец подружки считает вас - правильно, шлемазлом, и поэтому не верит, что у вас с его дочерью возможно какое-то будущее. Поэтому отец этот в какой-то момент предлагает вам денег, чтобы вы свалили куда-нибудь в Лондон и не мозолили глаза. Но вы же шлемазл, поэтому вы не можете просто взять деньги и свалить: вы, видите ли, любите свою подружку, как идиот. Поэтому вы решаете забрать ее и ребенка и переехать в освободившуюся квартиру подружкиной тети, где вас никто не найдет.

Если бы вы были нормальным человеком, тут бы кино и закончилось. Либо подружка бы вас бросила, либо вы бы нашли работу и отрастили себе пивное брюшко. Но у шлемазлов ничего не происходит так, как задумано, поэтому вас находит чувак из дворовой банды, с которой вы постоянно деретесь (потому что еще ваши отцы-шлемазлы в школе дрались, и их отцы-шлемазлы, и отцы из отцов...). Вы понимаете, что никакой жизни вам тут не будет и, действительно, надо уезжать. Были бы вы нормальным человеком, взяли бы, наконец, денежки неслучившегося тестя и махнули бы в Лондон в одиночку, устраивать свою молодую жизнь. Но вы - шлемазл, любите подружку, как идиот, и только-только дали имя ребенку. Поэтому вы решаете заработать миллион.

Был бы на месте режиссера Кена Лоуча какой-нибудь нормальный человек, тут бы ваше кино и кончилось. Ну вы оборзели, что ли?! Как вы собираетесь заработать миллион, если у вас никогда в жизни не было работы, из одежды у вас есть два спортивных костюма, а дружки ваши - такие же идиоты, приговоренные к общественным работам за кражу попугая из зоомагазина и поломку автомата с жвачкой? Любой другой режиссер бы решил, что вы умом повредились, и быстренько бы засунул вас под мчащийся поезд или, скажем, под биту скинхеда в подворотне; тут бы вы и отмучились. Но Кен Лоуч не такой: он любит шлемазлов, как идиот, и только-только дал вам имя. Поэтому он наставляет на вас свою заботливую камеру и внимательно смотрит, как вы отправляетесь в Эдинбург тырить дорогой коллекционный виски, разливая его в бутылки из-под «Айрон-брю», и везете его обратно в Глазго, потому что покупатель ждет вас там. И думает вместе со зрителями: только не разбей, придурок, ну ладно, покупателю нужны три бутылки, у тебя четыре, одна запасная, но только не разбей, чувырло. Ну и, естественно, две из четырех вы разбиваете на  полпути - сразу после того, как счастливо избежали столкновения с полицией.

Будь на месте Кена Лоуча разумный человек, он бы выматерился, выключил камеру навсегда и пошел бы устраиваться клерком в банк, потому что ну сил никаких нет с такими придурками, как вы. Ну зачем вам понадобилось размахивать этими бутылками? Вы что, не могли из поставить на землю и дать выход своим чувствам каким-нибудь безопасным способом? Нормальные люди, если что, в таких случаях ограничиваются коротким «Бл-ть», а не очень нормальные, ладно уж - звонком психотерапевту.

Но Кен Лоуч не такой: он вас все еще любит, как идиот. И смотрит, как вы едете в Глазго договариваться с покупателем. И как вы все-таки получаете у него деньги. И как вы покупаете фургон, грузите туда подружку с ребенком и уезжаете куда-то в шотландские горы. И как вы любите - по-настоящему любите свою подружку, которая родила вам ребенка и тоже любит вас, несмотря на то, что едет в фургоне, купленном на деньги с продажи краденого виски. И несмотря на ваши два спортивных костюма и дурацкий шотландский акцент. И будет любить вас, как и Кен Лоуч, несмотря ни что, потому что шлемазлы только на то и годятся, чтобы их любить. И чтобы они любили тебя.

Скажите, а вот вы, лично вы - шлемазл? И что, как вам с этим живется?



Юля Идлис

Previous post Next post
Up