Рабби + Гуччи

Jul 03, 2012 11:52


  

Аня Лихтикман,
специально для «Oтото»
Аня Лихтикман, постоянно пишущая для нас про особенности израильского костюма (например, про "Авраама на голове", про ритуальную футболочку и про Страшный Черный Кроссовок), на этот раз делится тремя историями (с картинками!) про одежду в ортодоксальной еврейской среде. Поехали:

1. Блеск и нищета: Каков Lanvin, таков и раввин



Американский сайт stylecaster.com освещает тенденции современной моды. Каждый год сайт объявляет свой «золотой» список, где названы имена пятидесяти самых стильных нью-йоркцев. В этом году, наряду с рэперами и стилистами, в список вошли Дови и Эсти Шейнер, - то есть рав и рабанит Шейнер, ортодоксальные евреи, возглавляющие один из еврейских центров в Нью-Йорке.

Дело в том, что супруги Шейнер несут свой нелёгкий магендавид в самом сердце Манхэттена. Вечеринки и мероприятия, организуемые при синагоге, должны конкурировать с «актуальными» дискотеками и модными тусовками. Можно позубоскалить по поводу тягот духовного призвания, вынуждающего рава носить стильные пиджаки и дорогие очки в дизайнерских оправах. Однако в интервью, которое супруги дали израильской газете «Макор Ришон», они рассказали о том, что их свадьба пришлась на день трагедии - 11 сентября. Молодожёны увидели в этом знак того, что район катастрофы - это место, где они должны осуществлять своё предназначение. Вдобавок Шейнеры - «хабадники», а представители именно этой ветви хасидизма отважно отправляются в любой уголок земного шара, буде там хоть один еврей в наличии. Посланники «Хабада» переплывали Амазонку и пили водку в шахте в Горловке. Что им после этого "Гуччи«с «Диором»! Выдержат как-нибудь.



 2. Что надеть в галут?
Рав Исраэль Фридман, известный также, как «адмор из Ружина», жил во дворце, полном слуг, и наряжался в дорогие одежды. Поскольку речь идёт о выдающемся духовном авторитете своего поколения, - человеке, который славился не только своей учёностью, но и добрыми делами, - роскошный образ жизни рава рассматривается историками не как прихоть, а как выражение философской позиции. Приверженцы его учения «Царственный путь» стали называть себя «Царственными хасидами». Чтобы лучше объяснить суть своего выбора, ребе из Ружина рассказывал такую сказку: «Жил-был один человек, калека от рождения. Однако он был очень богат и успешен во всех своих делах. Причину своего процветания он видел как раз в своей увечности. Поэтому когда его жена рожала очередного ребёнка, папенька приплачивал повитухе, чтобы та и его «уронила». И вот родился у них младший, да такой хорошенький, что жалко стало отцу его калечить. А когда пришло отцу время умереть и распорядиться о наследстве, вдруг выясняется, что всё богатство завещано младшенькому. «Как же так, папа!- спрашивают сыновья,- Где справедливость? Посмотри на него и взгляни на нас!» «Вот именно! - отвечает отец, - посмотрите на него! Мало того, что красив, так ещё и ни одного увечья. Как он жить-то будет?!» Хасиды Восточной Европы воспринимали свою бедную и униженную жизнь в галуте, как «увечья»- необходимые для духовного роста. А вот Ружинский адмор считал, что народ готов к принятию «Геулы» - конца изгнания. Неслучайно «Царственные хасиды» были одними из первых, кто приехал в Израиль прокладывать дороги и осушать болота. Однако в рассказах о раве из Ружина упоминается также, что, сидя в своём роскошном дворце, он почти ничего не ел. К тому же, он ходил в золотых туфлях без подошв, оставляя на снегу кровавые следы. Воистину «Царственный путь». В Каббале говорится, что в своём духовном развитии человек должен двигаться по трём линиям. Правая линия олицетворяет мужество, оптимизм и веру в свои силы; левая- сомнения, скорбь и недовольство собой, а средняя призвана «выравнивать» правую и левую. Возможно, туфли Ружинского адмора были лучшей обувью для путешествия к Истине.



3. В прятки с праведником

В хасидских историях праведники обычно бедны и плохо одеты. Иногда нищий является как бы приспособлением для определения духовного уровня наблюдателя (так и у Кастанеды Дон Хуан упрекает своего ученика в том, что из его «лени» и недостаточной работы над собой, он, Дон Хуан, вынужден носить обноски и принимать его в фанерной времянке, - а могли бы могли бы встречаться во дворце).



К тому же, надевая лохмотья, праведник подражает Творцу в его любимой игре. Игра называется «Сокрытие лица», и её правила описаны в Торе. Играют в это так: Создатель время от времени прячется от собственных творений, а те его ищут. Ничто так хорошо не развивает молодое, любознательное творение, как эти поиски. Компетентные источники утверждают, что наш мир держится на 36 скрытых праведниках. Скрытых! Это интригует. Так что к нищим у нас в Израиле внимательно присматриваются. Как тут спрячешься? Благословишь, бывало, кого-нибудь ненароком, подаришь брелок в виде хамсы, - глядь, а у него - бац! - и всё получилось. И уже целая толпа к тебе бежит. За брелками. И куда ни убегай - догонят и окажут почести. И тогда наиболее крутые праведники маскируются под очень важных и богатых людей. Но путь двойного агента опасен: можно «заиграться». Поэтому самые-самые профессиональные скрытые праведники предпочитают не высовываться. Работа, зарплата, джинсы с футболкой... Ну, вот примерно, как ваш сосед.

А у вас, дорогие отото, есть вопросы по поводу отношения иудаизма к одежде? Мы можем задать их Семену «10 страшных секретов» Парижскому, вдруг он ответит?

Аня Лихтикман

Previous post Next post
Up