И про принцип обучения

Oct 29, 2015 01:51

Я тут два поста назад обещала написать про сам принцип обучения.

Не помню точно у кого -- кажется всё-таки, что у Маргариты Фёдоровны Альбедиль, выдающегося советского индолога, я прочла о том, как обучают своих детей догоны -- есть такой народ в Западной Африке. Ну, разумеется, речь шла об обучении мальчиков "тайным знаниям", то есть мифам, сказкам, обрядовым песням племени, а также резьбе (догоны изготовляют потрясающие по пластике деревянные скульптуры, которые по смелости заткнут за пояс многих скульпторов-авангардистов). Меня эта метода потрясла своей разумностью и, так сказать, экономностью.

Если пересказывать своими словами, то дело происходило так. Жрец собирал мальчиков в определённом возрасте и начинал их приобщать к сокровенному знанию. Рассказывал мифы, исполнял священные песни, заставлял учить тексты на слух, давал пояснения. А потом, выложив первую порцию информации, спрашивал: вопросы есть? Вопросы, разумеется, оказывались. Потому что он выкладывал только самые верхушечки. Тогда он принимался объяснять и толковать дальше, вводил в оборот новые тексты. Детишки разучивали ещё порцию песен и танцев, им показывали также первые приёмы обращения с резцом и прочими инструментами. Снова жрец говорил: вопросы есть? И, отвечая на вопросы, заходил на следующий круг углубления информации -- пояснял детали, толковал "тёмные места", показывал тонкости правильного владения инструментом. И снова: вопросы? На очередном этапе у кого-то вопросов уже не оказывалось. Ну и отлично, гуляй, свободен. А процесс продолжался с постепенным отсеиванием тех, у кого больше не было вопросов после очередного круга, до последнего ученика, который из мэтра вытряхивал максимальное количество сведений (предполагаю, что именно этот последний зануда и становился учеником жреца, его молодой сменой).

И мне кажется, что вот такая система абсолютно гениальна! Ну действительно, если ты после третьего-четвёртого круга всё понял, то ты либо гигант мысли, который с лёту всё постиг (а умного учить, как известно, только портить), либо... Кто сказал "дурак"? Ну зачем же! Нет, просто человек, которому глубинный уровень познаний не нужен, ему достаточно того, чем он уже до краёв напитался, пока слушал доступные его пониманию вещи. И прекрасно -- будет он пасти коровок, присматривая, чтобы леопард их не скушал, твёрдо знать, каковы признаки наступающего разлива реки, где можно налететь на крокодила, и какие коренья можно выкапывать, если заблудился и нечего есть, и чем можно вылечить нарыв, и каким божествам приносить жертвы, чтобы злые духи не насылали болезни (эти вещи он хорошо запомнил, потому что они ему нужны в его практике) и будет вполне счастлив, если не случится труса, мора или глада.

Вот и мы будем идти, так сказать, концентрическими кругами. Некоторым людям достаточно получить какие-то основы, а остальное они доберут сами. У кого-то после размышлений появятся вопросы -- тогда можно будет углубиться в следующий уровень. Кто-то захочет уже разобраться в тонкостях -- пожалуйте на третий круг. И так далее.

Однако если мы в каждом кругу будем затрагивать сразу весь комплекс вопросов, связанных с Таро, то длина окружности такого круга будет сопоставима с земной орбитой. Вот поэтому весь материал мы разобьём на блоки. Следующим номером мне предстоит выложить эти блоки, чтобы вы имели представление, на каких полях мы будем чертить наши круги. Например, Таро и астрология. Или Таро и нумерология. Масти и стихии. И многое другое.

Следующая планируемая бета-группка -- для совсем начинающих, кто "только приступает к этой аппетитной трапезе" -- будет по стихиям и мастям. Условное название -- "Огонь, батарея!" Понятно, что будут Жезлы и стихия Огня. Информация, анализ, упражнения. Следите за рекламой! :)

учебный процесс, разговор

Previous post Next post
Up