Норёку сикен. Первый опыт.

Dec 04, 2006 10:08

Для непосвященных кратко что это такое.

Норёку сикен - это сертификационное тестирование на знание Японского языка. Делится на 4 уровня, самый сложный - 1-ый. Для получения сертификата выбранного уровня нужно набрать определенное количество баллов (60% от максимума для всех кроме 1-го уровней и 50% или 70%, не помню точно, для 1-го). На каждом уровне вопросы свои.
Тестирование проводится каждый год в декабре в один специально выбранный день сразу во всех сертифицированных центрах. В России таких центра 4 - в Москве, Владивостоке, Южно-Сахалинске, Новосибирске. Подача заявок на тестирование происходит в сентябре. Результаты тестирования объявляют не позднее марта.

Мой опыт.

Японский я начал изучать 3 года назад, в середине 1-го семестра третьего курса. Я тогда уже немного посматривал приносимое из студенческой сети аниме. Язык начал изучать по самоучителю с самых азов.

На 4 курсе переселился в общежитие и получил полный круглосуточный доступ к студенческой сети, а значит и к аниме :), которое стимулировало интерес к японскому. Внимательные читатели моего ЖЖ наверное помнят, что тогда я записался на языковые курсы, на которые отходил почти семестр.

Далее японский изучал самостоятельно и под настроение, с основным упором на иероглифику. Аниме было пересмотрено просто немеряное количество. Потихоньку усвоилась кое-какая грамматика, расширился словарный запас, а японская речь стала восприниматься почти также естественно, как русская.

«Острой необходимости проходить тестирование у меня нет, но попробовать хочется, просто чтобы узнать что это такое и с чем его едят, тем более что с этого года отпала надобность ехать за тридевять земель. А вдруг пройду и дадут красивую бумажку, которую можно будет всем показывать или повесить на стенку в рамочку :), а почему бы и нет?», - примерно с такими мыслями я заполнял в сентябре заявку на участие.

День Д.

В моем ваучере участника тестирования (Test voucher) на обратной стороне было написано, что тестирование пройдет 3 декабря в Средней Школе N202 по адресу ул.Белинского 1, начало в 10:00. Также там было отмечено, что при себе нужно иметь документ удостоверяющий личность, 2 HB-карандаша и резинку.

На экзамен я шел налегке, при себе были только документы (ваучер + паспорт), шоколадка, карандаши, точилка, ручка и тетрадка для заметок. На место прибыл в без 15-ти 9. Подтягивающийся потихоньку народ сдавал вещи в гардероб и шел на второй этаж регистрироваться. В этот день здесь тестировалось порядка 300 человек.
Отстоял самую длинную очередь к столику с табличкой «4 кю» и еще почти час, до 9:50, шатался по школе в компании встреченных там же знакомых анимешников :)

Школе недавно исполнилось 14 лет, о чем сообщали стенгазеты, плакаты и открытки с поздравлениями на стенах. Учебные кабинеты стандартные, на 30 человек. Тестируемых распределяли по 20 человек на кабинет, к каждой парте была приклеена табличка с номером, соответствующим номеру ваучера тестируемого. В 9:50 начали запускать в кабинеты, с предварительным фейсконтролем и проверкой ваучеров.

Телефоны попросили выключить и убрать в сторону, на столе оставить только карандаши и документы. После разъяснения порядка тестирования раздали формы для ответов и книжечки с вопросами, которые до начала тестирования нельзя было открывать, а выдали их раньше чтобы мы могли их подписать (имя + номер ваучера). Номер дублировался закрашиванием кружочков с цифрами, под каждой его цифрой был столбец с кружками, в котором один из кружков, соответствующий этой цифре, нужно было закрасить (вообще все тестирование только и делали что закрашивали кружки - с правильными и неправильными вариантами ответов, а подписывание - это своего рода тренировка перед тестированием).

Закончили с подписями и в 10:10 был дан старт первому этапу тестирования. Ориентиром по времени служили настенные часы, которые, как утверждали экзаменаторы, были подведены и синхронизированы во всех кабинетах.

Всего этапа три - на 4 кю их длительность 25, 25 и 50 минут соответственно. Перерыв между первыми двумя - 10 минут, между вторым и третьим - 30. Еще по 10 минут после каждого этапа предусмотрено под «сбор документов» (до конца которого никого из кабинета не выпускают) и 10 минут перед началом каждого этапа - под раздачу вопросников и их подпись.

Во время тестирования нельзя вставать и выходить из кабинета - дисквалификация. Нельзя разговаривать, шуметь и передавать друг другу любые предметы. Вообще шаг в сторону - расстрел.

Первый этап - тест на общее знание языка, словарный запас и иероглифику. Общий принцип: дано предложение, в котором вместо слова или фразы стоит подчерк и нужно подставить туда что-то из предложенных 4 вариантов. Или дано предложение, в нем какое-то слово записано иероглифами и нужно из предложенных 4 вариантов выбрать правильную запись этого слова слоговой азбукой, или наоборот - в предложении слово записано слоговой азбукой, а нужно выбрать его правильную иероглифическую запись.

Всего вопросов на первом этапе было 40, на 37 из них я ответил за 15 минут и еще 10 минут думал над оставшимися. Так уж получилось, что некоторых слов я не знал. Не знал что такое «генкан», «хета» и какой счетный суффикс у яиц (куриных, перепелиных и т.п.). Все это я попробовал вывести логически («кан» в слове «генкан» - это известный мне иероглиф с определенным значением, суффикс для яиц был подобран методом исключения, а что-то связанное с «хета» всплыло из отдаленных уголков памяти) и все я правильно угадал :)

Второй этап - аудирование. Включают кассету с записью. Мужской и женский голоса 8 раз произносят одну и ту же фразу а экзаменаторы выставляют приемлемый для аудитории уровень звука. Далее разбираются 2 примера с уже известными ответами и начинается тестирование. 2 части, в первой по-моему 4 диалога, а во второй - 8, в начале каждого задается вопрос, после диалога вопрос повторяют и дают 4 варианта ответа (либо ответы уже приведены/продублированы в книжке), один из которых верный.

Например, такой диалог - мужской голос (М) и женский (Ж).
Ж: «Ой!»
М: «???»
Ж: «Ноги.»
М: «??? Ну вообще-то я переоделся из туфлей в тапочки когда пришел на работу, чего в этом такого?»
Ж: «Но носки-то у вас разные :)»
М: «Ой, правда :)»

Смотрю варианты с ответами (4 картинки), нужно выбрать соответствующую ситуации:
1) пара ног, в разных носках, обута в тапочки
2) в одинаковых носках, в тапочках
3) в разных носках в туфлях
4) в одинаковых носках в туфлях

Со вторым этапом у меня все прошло гладко. Вроде бы все услышал правильно, сказались годы тренеровок :)

В приподнятом настроении отобедал в школьной столовой (сервис у них надо сказать тот еще, даже подносов нет), отведенного под перерыв времени хватило как раз, вернулся четко к началу 3-го этапа.

Третий этап - грамматика. 47 вопросов, как и в первом этапе нужно вставить пропущенное слово/фразу/часть слова/частицу.

Этот этап для меня оказался самым сложным, я знал что он таким будет, т.к. накануне сверял свои знания с проверочной таблицей и выяснил, что «на зубок» знаю только 60% от всего что может встетиться на 4 уровне, все остальное - по стольку по скольку.

Отвечая на вопросы, те, в которых я не был уверен, пропускал сразу чтобы вернуться к ним на втором проходе. Таких получилось примерно треть, может чуть больше. Это была та грамматика, которую я не изучал вообще. Также как с 3-мя вопросами из первого этапа, в темпе принял решения и по этим, едва успев уложиться в отведенное время.

Вот, собственно, и все. Попрощались, разошлись. Я дождался знакомого и мы вместе уехали назад в академгородок, делясь впечатлениями по дороге.

P.S.:

На каждом этапе есть свой максимум баллов, который можно набрать. 100 баллов за 1-ый, 100 за 2-ой и 200 за 3-ий. Т.к. для получения «красивой бумажки» на 4 кю нужно набрать хотябы 60%, то мне она скорее всего светит...

japanese

Previous post Next post
Up