Человек добра (Интервью с Еленой Альшанской)

Apr 04, 2016 18:11



Был ли какой-то момент в вашей жизни, который подтолкнул вас к тому, что вы начали помогать?

Очень сложно ответить на этот вопрос, потому что предполагается какая-то конкретная точка отсчета. Мне кажется, каждый из нас в жизни кому-то помогает. Это естественная часть жизни, настолько естественная, что мы даже не задумываемся над этим. Просто у кого-то это самый ближний круг, а кто-то выходит за его границы.

Как, на ваш взгляд, можно выйти за эти границы?

Выход за пределы ближнего круга - ситуация в нашей культуре особенная. Что побуждает людей помогать не своему кругу? Мы пытаемся найти ответ, который убедил бы нас, что это все равно делается из каких-то соображений: эгоистических, что ли. Нам так удобнее думать. Тогда не надо спрашивать себя: «А почему я не выхожу за рамки этого ближнего круга?» Ведь все равно все помогают ради себя, ради удовлетворения своих амбиций и чувств. Мне кажется, это скорее вопрос зоны комфорта. Для кого-то эта зона очень узкая, и важно, чтобы было хорошо своим. Кому-то важно, чтобы хорошо было в среде, в которой он живет, во дворе, городе, стране, во всем мире, в конце концов. Я помню, что все мои детские позывы помочь росли из чувства дисгармонии или несправедливости мира - и это хотелось исправить. Хочется ведь жить в мире красивом и гармоничном.



Что вы чувствуете, когда помогаете?

Для меня помощь - это, в первую очередь, желание сделать мир вокруг себя справедливым, гармоничным, комфортным. Когда вокруг грязно, вы испытываете дискомфорт, вам хочется поскорее выйти из этого состояния. И вы либо отворачиваетесь и делаете вид, что грязи нет, либо делаете что-то, чтобы стало чище. То же самое с помощью другим людям - чем меньше боли и страданий вокруг, тем лучше ты себя ощущаешь. Я ощущаю, что стало чуточку чище, правильнее. Проснулся утром - убери свою планету. И почувствуй удовлетворение.

Как появился ваш фонд?

А вот фонд вырос как раз из личной истории. Я попала со своим ребенком в больницу, и рядом с нашей палатой было пять подряд боксов, где лежали дети, к которым почти никто не подходил. Они не плакали, а практически скулили тоскливо большую часть дня. Заведующая больницей сказала мне, что это «отказники» - дети, от которых отказались родители и которые вынуждены там лежать месяцами в ожидании, что их переведут в детдом. Это слово и стало названием нашего первого форума, а потом и сайта. Потом, правда, оказалось, что большая часть этих детей совсем не отказные, а изъятые из семей, но слово осталось. Я начала с того, что собрала по друзьям газель памперсов, пеленок, одежды. Ведь на тот момент у этих детей в больницах не было финансирования на самое необходимое и все приносили из дома сердобольные родители и медсестры. Постепенно людей, готовых помогать, становилось все больше. Выяснилось, что такая ситуация не только в больницах Москвы и Подмосковья, но и по всей России. В 2007 году мы зарегистрировали фонд, который вырос из темы больничных детей, но сейчас работает по всем возможным направлениям, чтобы решить проблему социального сиротства в принципе.

Кому в итоге теперь помогает ваш фонд?

Первое направление нашей работы - это помощь кровным семьям, которые оказались на грани отказа или изъятия ребенка. Это могут быть мамы с новорожденными, которым некуда идти с ребенком, выпускники детских домов, которые повторяют жизненный сценарий своих родителей, семьи, попавшие в трудную жизненную ситуацию и не сумевшие с ней справиться, взрослые с ментальными проблемами. Это очень разные семьи, которые оказались у самой страшной черты своей жизни - возможности потерять право воспитывать своего ребенка. Вторая группа наших проектов - помощь детям, которые находятся на попечении государства. Это все те же дети в больницах (хотя законодательство изменилось, и теперь их там на самом деле быть не должно) - для них мы оплачиваем нянь на время лечения, помогаем подросткам в учебе, выборе профессии. Недавно мы запустили проект «Наставничество» и начали обучение волонтеров, которые будут персонально поддерживать детей. Наконец, еще одно большое направление в нашей работе - содействие устройству детей в семьи и поддержка принимающих родителей: юридическая, психологическая, информационная и материальная помощь в лечении и реабилитации, если у приемного ребенка есть инвалидность.

Как вы решаете, кому будете помогать?

У всех наших проектов довольно четкие рамки. Мы понимаем, что не можем помочь всем. Поэтому семьи в программе «Профилактика социального сиротства» - это те, кто планирует отказ от ребенка (мы выезжаем на вызов в роддом) или те, у кого есть реальная угроза отобрания ребенка из семьи, или ребенок уже в детском доме. Важный момент - это семьи без зависимости от психоактивных веществ или в ремиссии. А не любые бедные или одинокие, например. Некоторые наши проекты ограничены географически: поскольку мы находимся в Москве, мы можем помочь кровным семьям в Москве и Московской области, то есть там, где наши специалисты могут регулярно выезжать в семьи. Вообще, это всегда очень сложно, когда ты понимаешь, что кому-то должен будешь отказать. Но мы понимаем физические ограничения - у нас не так много ресурсов. И есть ограничения, связанные с тем, какие задачи мы себе в работе поставили.

Большая ли команда у вашего фонда?

У нас 30 сотрудников и 1500 волонтеров, которые ежедневно помогают нам - кто-то работает на складе, кто-то готовит и организует акции по сбору помощи и средств, кто-то курирует семьи или посещает детей в больницах. На каждом из этих человек, по сути, держится фонд.

Как в работе фонда могут помочь обычные люди? Что именно могут волонтеры, чтобы вам помочь?

Здесь нет никакого волшебства и не надо быть суперзвездой или героем. Если вы любите шить - у нас есть мастерские, на которых волонтеры делают игрушки для базаров и ярмарок. Если вы юрист и готовы делиться своим опытом и профессионализмом - вы можете помочь подопечным фонда в решении сложных вопросов. Может быть, у вас есть машина, и вы готовы потратить время, чтобы перевезти ребенка в больницу, или вы стрессоустойчивы и ответственны и можете на протяжении года регулярно ходить к ребенку в интернат для детей с инвалидностью. Или же вы дизайнер и вам хочется больше свободы и креатива, а на работе вас загоняют в жесткие рамки. Тогда вам точно к нам. Чтобы стать нашим волонтером, нужно заполнить анкету на нашем сайте, и с вами свяжутся: http://www.otkazniki.ru/signup.php. Ну и, конечно, ради того, чтобы наш фонд мог существовать и его проекты работать, вы можете поддержать нас, сделав пожертвование: https://dobro.mail.ru/projects/net-nazvaniya/.

Как вам кажется, c чего лучше начать человеку, который решил помогать?

Нужно оценить свои ресурсы. Иногда бывает, что человек под влиянием эмоций начинает записываться на все дела подряд, но в реальности времени и сил у него на это не хватает. И еще надо понимать, что в эмоционально наполненных сферах есть риск выгорания. Поэтому лучше выдохнуть, оценить, сколько времени вы можете уделять помощи другим и что бы вы хотели делать, и взяться за какой-то определенный кусочек работы. Если вы пока не готовы участвовать непосредственно в наших проектах, но помочь хотите, можно подключить регулярные пожертвования:https://dobro.mail.ru/projects/net-nazvaniya/.

Опишите человека, который помогает вашему фонду - кто он?

Люди, которые помогают нашему фонду, совершенно разные по возрасту, полу и статусу. От 18 до 70. От домохозяек и студентов до директоров крупных компаний. Что их объединяет? Желание активно участвовать в изменениях. Деятельное неравнодушие.

Как вы думаете, что нужно сделать прямо сейчас, чтобы люди стали помогать друг другу и участвовать в благотворительности?

Современным миром правит информация. Нужно чаще говорить о благотворительности. Нужно показывать результат и рассказывать о людях, которые помогают. Нужно активно снимать ореол эксклюзивности и маргинальности у сферы благотворительности и взаимопомощи. Я считаю, что очень многое зависит от СМИ, от их готовности говорить на темы благотворительности, продвигать эти идеи, рассказывать о конкретных организациях, о том, что им удалось сделать и как каждый может стать частью этого.
Previous post Next post
Up