А мы продолжаем наши записки из цикла «как я стал волонтером»

Nov 18, 2011 23:01

Я хочу помогать…

Эти выходные были у меня рабочими. В субботу - встреча волонтеров, в воскресенье - собеседование с новыми волонтерами. Вечером субботы я думала: «Боже, в какой ужасной стране я живу». Вечером воскресенья: «Боже, какие замечательные люди вокруг». Все это одна страна, одна я, все это произошло в одном и том же небольшом офисе на Тверской, куда нас любезно и бесплатно пускает по выходным дружественная фирма. В нашем небольшом благотворительном фонде отсутствуют понты, спецэффекты и пока что нет вообще никакого помещения…*помещение уже есть, ура!

Зато есть много направлений работы, одно из них - профилактика социального сиротства. То есть мы помогаем семьям с детьми, попавшим в сложную жизненную ситуацию, как-то встать на ноги. Алкоголикам и наркоманам мы не помогаем, но люди в наших подопечных семьях все равно сложные, с трудными судьбами и отнюдь не легким поведением. Но они заботятся о своих детях и не хотят, чтобы дети попали в детдом. Мы тоже этого не хотим, и таким семьям помогаем.

У фонда есть подопечная семья, живущая в Подмосковье. Папа из Таджикистана, мама из Белоруссии. Папа сейчас сидит. Так получилось. В семье было шестеро детей, осталось пятеро. Самая младшая, полуторамесячная девочка недавно умерла. Раньше я не знала, как это произошло, а теперь вот мне рассказали. Малышка стала кашлять. Мама пошла с ней в поликлинику. Ребенка принять отказались: нет полиса. Регистрация, кстати, есть, но регистрация медиков не заинтересовала. Девочка продолжала кашлять, и через несколько дней мама попросила соседку вызвать врача якобы к своему ребенку, чтобы попробовать с ним договориться. Хотела дать врачу 100 рублей… Врач, когда понял, в чем дело, развернулся и ушел, ребенка не посмотрел. Еще через пару дней малышка умерла. Как показало вскрытие, от пневмонии. После смерти девочки к дому, где живет семья, очень быстро приехали милиция, скорая помощь, представители комиссии по делам несовершеннолетних. Девочке надо было умереть, чтобы ее заметили. Но ей это помочь уже не могло. Против мамы хотели возбудить уголовное дело, но соседка подтвердила, что она обращалась за медицинской помощью. В поликлинике сказали, что по закону имеют право не принимать детей без полиса, надо было вызывать скорую, а они ни при чем. Так что вообще-то все в порядке.

Следующий рассказ. В один из роддомов часто привозят киргизок, узбечек, которые приехали в Москву на заработки, забеременели, и теперь им ехать некуда. Рожают у нас. Кто-то отказывается от детей, кто-то хочет забрать. Так вот, от тех, кто хочет все-таки ребенка забрать, требуют заплатить 3500 за медицинскую помощь. Требуют незаконно, так как родовспоможение - это экстренная медицинская помощь, которая оказывается бесплатно, недаром той же маме из Белоруссии говорили про скорую. Но забитые и плохо понимающие по-русски таджички и киргизки этого не знают. И дают деньги. Надо ли говорить о том, что взамен они не получают чеков и квитанций. Зато получают ребенка. Тех, у кого такой суммы нет, заставляют подписать отказ. Никто не имеет право не отдавать матери ее ребенка, но узбечки и киргизки этого не знают, а даже если знают, что толку? Их все равно никто не защитит. «Национальные» дети из России в последнее время стали цениться у зарубежных усыновителей: эти ребятишки здоровы, их родители не пили и не кололись, при правильном воспитании они быстро развиваются. Так что здесь тоже все в порядке. Правда, усыновят не всех, кого оставили в роддоме. Многие вырастут сиротами.

Воскресенье. Знакомство с волонтерами, которые хотят ездить в детские дома.
Молодой человек лет 20, слегка замкнутый, в дорогих джинсах и свитере. «Машина у меня своя, так что могу ездить, вожу хорошо. Как с детьми? Хорошо, у меня крестник есть, есть младший брат, вожусь с ними. Не прирожденный педагог, конечно, но с детьми ладить умею. Я на третьем курсе, сейчас ищу работу. Думаю, буду все успевать. Как вас нашел? Набрал в интернете «волонтеры», ваш сайт был первым. Я давно хотел кому-то помогать, у меня вроде все хорошо, почему бы не помочь тем, кому хуже? Не будут ли родители против поездок? Нет, мама сама мне предложила. Это сначала была ее идея, я не возражал. У нас семья православная».

Дама лет 45, логист, есть взрослый сын. «Вы знаете, сын вырос, и я ему уже не так нужна. А хочется быть нужной. И помогать. Знаете, мне очень нравится современная молодежь, друзья моего сына. Это неправда, что они все потребители. У меня знакомая занимается приютом для бездомных животных, она уже на пенсии, время есть. Так вот, у нее каждые выходные высаживается десант студентов, лет по 18-20, моют зверей, лечат, щенков и котят пристраивают. Мы, сорокалетние тетки, что-то не особо в такие приюты ездим. А хочется ведь помогать. Так что хорошая у нас молодежь». Я вспоминаю студента, с которым разговаривала до этого, и согласно киваю.

Импозантный уверенный в себе мужчина лет 35-40. «У меня свой бизнес. Не скажу, что крупный, но все благополучно складывается, дело идет. Зачем пришел? Хочу помогать. Давно собирался, думал в детдом какой-то поехать, а тут нашел вас в интернете. Я вообще благотворительным фондам не очень доверяю, просто так давать деньги не хочу. Мне надо знать, куда они пошли, быть уверенным, что не зря. И сам хочу поехать, увидеть. В будние дни могу время от времени ездить, бизнес налажен, я не нужен там постоянно. У нас ребенку 2 года, подумываем с женой усыновить детдомовского, но не сейчас, попозже, сейчас жена ждет второго».

Похожая на подростка худенькая девушка с короткой стрижкой. Журналист. Ребенку 2 года. «Нет, я не в декрете, уже работаю. Но график не жесткий, так что могу время от времени ездить, писать о детях, которых можно усыновлять. Зачем мне это надо? Хочу помогать. Интересно, а что Вам обычно в ответ на этот вопрос говорят?» В основном то же, что и Вы сейчас сказали, - отвечаю я.

Я выхожу на улицу, где уже зажгли фонари, и в их свете кружатся снежинки. На улице зимняя городская сказка. И мне радостно, что такие люди.. в нашей стране… и что вообще они есть, они и многие другие, студенты, менеджеры, домохозяйки, бизнесмены, у которых, в общем и целом, все хорошо и которым этого мало. Которые хотят помогать… И мне хочется верить, что однажды за мальчиком, за которого в роддоме не смогли заплатить три с половиной тысячи, приедет приемный папа, у которого успешный бизнес, дело идет и уже есть двое детей, а теперь будет трое, «мы что, троих не вырастим?». Или мама-домохозяйка, в прошлом экономист, у которой младший из троих детей скоро закончит школу, а «мы с мужем подумали и решили, что еще одного сможем поднять, сейчас собираем документы». Я очень хочу верить, что и те, кто не собирается усыновлять, тоже помогут сиротам, помогут в меру своих возможностей. Что постепенно наше общество станет менее жестоким, ведь так много людей, которые хотят этого, хотят помогать. Вот только маленькой Озоде из Подмосковья не поможет уже никто, к сожалению.
Диана, психолог команды Профилактики социального сиротства
*от себя добавлю: я какое-то время занималась обзвоном волонтеров, и должна сказать, что все так и есть. это абсолютно реальные и очень распространенные типажи, я сама с такими общалась не раз. так что это не плод фантазии, вы не подумайте :))

Моя история начиналась весьма банально: прошла по ссылке и... пропала. Я плакала, наверное, неделю. Пока мой муж не рявкнул: "Чего ревешь - помогать надо!" Но я сразу решила - буду помогать подальше, в регионах. Мой первый приезд в больницу маленького городка Орловской области - шок! Я чуть не грохнулась прямо в палате - и не от вида детских кроваток времен ВОВ, а от детишек. Даже не знаю, как написать -сердце как будто сжали и не отпустили. Я поняла, надо помогать, спасать, что-то делать..Это потом были поездки в детский дом инвалидов и отказники с гидроцефалией мозга, разваливающиеся больницы и непонимание окружающих... Зато теперь моя совесть спокойна, ведь у меня есть гражданская позиция -помогать детям! Извиняюсь за скомканный рассказ :)
Тамара, координатор нескольких (даже не могу сосчитать - многих!) учреждений в Орловской и Кировской областях

А у меня все было с одной стороны ОЧЕНЬ просто и, я бы сказала, закономерно. А с другой стороны, даже не "наискосок", а поперек. Все и всегда в нашей семье помогали тем, кому эта помощь была нужна. И бабулечкам соседским и случайно встреченным в Собесе, и семействам многодетным и не очень... Это было закономерностью моей жизни.

А потом судьба свела меня с женщинами ( и их мужчинами), у которых была БЕДА. Именно так, большими буквами. У них не было детей. Я оказалась в рядах тех, у кого на амбулаторных картах в женской консультации было огромными красными буквами написано - "бесплодие". Это, конечно, другая история. История боли, отчаяния, потери надежды, одиночества. А я себя даже немного виноватой среди них чувствовала - у меня уже был сынулька, я-то за 2-го боролась. Время шло, ничего не менялось... Но именно так, "поперек", я и оказалась в моей районной Опеке.

Ну а потом история разворачивалась очень быстро и очень бурно. Я с головой ушла в чужие истории - много я их услышала и в очередях перинатальных центров, и в Опеке и мимо пройти просто не могла. Лечили, одевали-обували, устраивали праздники для детишек живущих РЯДОМ! Помогала документы оформлять, ездила "на смотрины". У меня по ходу дела родилось подряд 2-е замечательных малышей!!! ( привет нашей медицине)

Но один в поле не воин, так в народе говорят. Начала искать... И нашла наших "Отказники.ру"... а дальше все, как обычно со мной и бывает: отправила анкету, приготовилась "подождать". Вечером звонок от Юльсен: " Наташа, не могли бы выручить? Срочненько сгонять (300 км :)) на Север, я живу на юге), отвезти кое-что в больницу деткам". И вот сегодня уже год, как я "гоняю".

За это время вошли в мою историю ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ люди, волонтеры, помощники, няни, врачи и медсестры, фотографы и водители, артисты и, конечно, ДЕТИ!!! И это часть моей жизни! Это часть жизни всей моей семьи, которая привыкла к моим разъездам, складированию дома всяких нужностей, слезам от бессилия (иногда) и бурным восторгам, когда УРА! Получилось! За это им отдельное ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!! Такая вот история!
Наталья, координатор больниц

Присоединяйтесь! Вместе мы можем больше!

Как я стал волонтером

Previous post Next post
Up