Я бесконечно далек от идей гендерного равенства, феминизма и т.п. новомодных философских тем нашего времени. И если бы не дочь, отстоящая от меня не только возрастом, но и бесконечной ширины культурными навыками, я бы никогда не узнал имени Джуди Батлер. А вот от нее узнал и даже попробовал разобраться в ее философских позициях. Тем более интересной стала рецензия Гасана Гусейнова на статью Батлер в London Review of Books “The compass of mourning”. Сама статья за оградой и я не смог ее прочитать, но рецензия Гасана Гусейнова дала вполне ясное представление о взглядах Батлер. Тем более, что я был к ним подготовлен некоторыем предварительным знакомством.
Рецензия Гасана Гусейнова и самa по себе замечательна и всячески достойна прочтения:
https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=pfbid02TRaSdHzzkwSyYmxZZZdMPWDTBKvneh9ckML4nahgmCD8WCnyM6FFDRZHN94HpkvYl&id=1196293572Не могу удержаться и не процитировать пассаж из статьи Гусейнова:
«Через десятилетия после смерти Целана, Хайдеггера и Арендт вышли в свет последние тома собрания сочинений философа - его записные книжки, которых, конечно, не видели ни Целан, ни Арендт. В них - самое страшное и для философа, и для Арендт. Оказалось, что в своем отношении к политике, к «заговору торгашеского еврейства», к «бездуховности американизма» и «сосредоточенной в себе жестокости русизма» Хайдеггер так до конца и остался не философом, а плоским и завистливым расистом.
Философ сводит неимоверную пестроту человечества и разнообразие живых духовных и телесных практик к ультимативной последней войне за ценности, взвешивать которые дано ему - мыслителю, немцу, который и десятилетия спустя после второй мировой войны остается тем же, кем был в начале 1930-х годов. Кто этот философ? Какого он цвета? Все того же - коричневого, цвета крови и почвы. Какой бы божественной ни была его философская риторика.
Ошеломляющая публикация «Черных тетрадей» была запланирована самим Хайдеггером как последний бонус для верных поклонников. Из этой, обидной для философов, точки мы и переведем взгляд на другую философскую сцену. На Джудит Батлер, философиню гендерного поворота, заслужившую всемирную славу публичной борчихи и защитницы прав угнетенных минувшего и текущего века.»
Как интересно жить!