Я постоянно напоминаю себе мужика из анекдота, который жаловался на то, что у него из окна видна женская баня. Как выяснилось, для этото ему нужно было залезать на шкаф. Со своего шкафа я наблюдаю за Дмитрием Быковым. Есть и другая подходящая к случаю метафора о повсеместности и неизбежности собачьего дерьма, несколько противоречащая шкафу. Но хватит метафор. К делу.
В очередной, который уже раз за последние годы, наталкиваюсь на быковский панегирик СССР как реализацию советского, модернизационного проекта. В данном случае он резко оппонирует тем, кто проводит параллель между путнским и советским (ленинско-сталинским-брежневским далее по списку) режимами. Тем более он бурно возмущается теми, кто такую же параллель проводит между Гитлером и Сталиным. Главный аргумент в защиту своей позиции у Быкова в сущности один. Советский проект он объявляет модернизационным, а путинский-сталинский - контрмодернизаторским, нацеленным на удовлетворение архаического сознания. Эту песню Быков поет много лет, иногда варьируя тональность, но не меняя мелодии.
Быковская апология Нерушимого всегда вызывала во мне возмущение ввиду собственного опыта и миропонимания. В конечном итоге я решил отреагировать этот конфликт для восстановления душевного равновесия. И поскольку (почти) любой спор этo - не более чем вспышки эмоций, то я попытался найти хоть какую-нибудь рациональную основу для своей идиосинкразии.
Прежде всего я решил понять, что же Быков имеет в виду под постоянно употребляемым им понятием «модерн» и «модернизация». При кажущейся очевидности это понятие не так легко расшифровать. В каждом конкретном контексте оно может иметь сильно отличающееся от других значение. Поверхностное обращение к интернету дало как минимум два разных определения понятия модерн.
Во-первых, эпоха модерна: понятие, означающее общество, изменённое в результате утверждения индустриализации, урбанизации, секуляризации, развития институтов государства и гражданского общества.
Во-вторых, Моде́рн (
фр. moderne - новый, современный) - международное художественное движение рубежа XIX-XX веков, ставившее целью выработку нового художественного языка искусства и посредством этого создание нового
художественного стиля[1]. В англо- и франкоязычной литературе за явлением закрепился термин «ар-нуво» (
фр. art nouveau), что в переводе означает «новое искусство». В различных странах модерн получил иные именования.
Модерн являлся сложным явлением, охватывавшим самые разнообразные художественные направления и школы, объединённые антиэклектической идеей преодоления искусства предыдущей эпохи. Основные художественные черты модерна -
орнаментальность и декоративность.
Второе определение узкое, относящееся по преимуществу к сфере культуры и даже еще Уже к искусству. Первое более общее, характеризующее историческое движение общества.
Насколько я понимаю Быкова, он свои утверждения делает на основе второго определения и иногда без всяких оснований переносит их на поле применения первого. Впрочем, въяве он нигде не формулирует своего понимания понятия модерн.
Пытаясь обрести какой-то порядок в собственной голове, я обратился к разным ученым людям, занимающимся модерном и модернизацией. Среди прочего мне понравился подход Дмитрия Травина в его лекции о модернизации 2018 г.
Травин дает краткое и, на мой взгляд, точное опредление модернизации. Он говорит:
Модернизация - это движение от традиционного общества к современному.
Он говорит, что указанное движение происходит в четырех основных направлениях:
1. Движение к рыночной экономике
2. Движение к демократической модели общественного устройства.
3. Высокая степень социальной мобильности
4. Адаптивность людей к меняющимся условиям жизни
Если принять определение Травина, а я считаю в целом его правильным, то легко видеть, что Быков в своих утверждениях советской модели как модернизационной, неправ от слова совсем. Опять же проделанное мной упражнение менее всего служит ниспровержению Быкова. Мне оно нужно для достижения какой-то ясности в собственной голове.