Ролик с беседой Быкова с Арестовичем оставил тяжелое впечатление. И эстетически, и интеллектуально. Эстетически пара выглядела как два клоуна, Бим и Бом. Характер клоунады достигается гротескным противоположением серьезности формы и смехотворной нелепостью содержания реприз. Интеллектуально было крайне неловко наблюдать двух взрослых мужчин, претендующих на серьезное к себе отношение, обсуждающими модель мироздания, в основе которой лежат фантазии писателей-фантастов. Даже если эти фантазии вышли из-под пера уважаемых АБС.
Ну да бог с ними, с клоунами. Гораздо интереснее поразмышлять над самими АБС, любимыми писателями молодости. Над их эволюцией и переходом от оптимистической веры в коммунистическую утопию к пессимизму разочарования и утраты этой идеалистической веры. Об этом хорошо говорит Александр Генис в своем интервью на канале «И грянул Грэм»:
https://www.youtube.com/watch?v=q30xtl76IVM Мне кажется, что даже избавившись от наивных представлений коммунистического мифа, вернее упершись в невозможность разрешить возникающиe противоречия, АБС так и не сумели перешагнуть некоторые его базовые ограничения. Например, очевидно сохранение ими требования иерархической организации общества и необходимости борьбы с неравенством. Последнее представленно в виде дилеммы прогрессорства, а также придумки «люденов», так горячо любимых Быковым. Если отставить сказочные представления и думать о задачке как поиске модуса существования общества, в котором неизбежно присутствуют люди с очень разными возможностями и способностями, то получается вполне содержательный сюжет. Однако разрешить его без привлечения сказочных приемов пока не представляется возможным. Что мы и видим у АБС.