Странная мысль пришла в голову. Я все пытаюсь разрешить мучающую меня раздвоенность в отношении к ФМД. Глубоко чтимые мной его романы и абсолютно неприемлемые публицистические идеи, проникающие змеями и в романы, но удивительным образом не портящие их, а создающие контрапункт, от которого романы делаются еще более захватывающими.
И вдруг я понял, что те самые неприемлемые публицистические идеи и образы на них основанные надо понимать как отражения в некоем кривом зеркале. А для того, чтобы их правильно понять и оценить, необходимо восстановить исходный объект, чей образ нам представлен в искажающем зеркале.
И тогда гений ФМД займет правильное положение. Исходя из такого понимания, я осмелюсь утверждать, что Путин - это Смердяков. Не стану объяснять детали трансформации посредством означенного кривого зеркала. Понимание достигается несложным умственным упражнением.
Из Василия Розанова:
«...Можно с ума сойти... Может быть, бред есть все, что мы думаем о великом призвании России... И тогда - удар в висок свинцового куска... И вечная Ночь... Ибо для меня вечная Ночь переносимее, нежели мысль, что из России ничего не выйдет... А кажется - ничего не выйдет.
Это был "бес" Достоевского; его поистине "кошмар" и "черт" ("Брат. Карамазовы")... "Своя же мысль, но в отвратительном виде",-как он толкует там "беса". - "Господин в сером пиджаке, приживальщик"... "Мое подлое я, - которое убить бы, но убить - нет сил, оно - трансцендентно. оно - вечно". Крафт убил себя из-за этой мысли: а Достоевскому, поверь он в нее окончательно, т. е. окончательно разуверься в "будущности России", пришлось бы перелицевать всю свою литературную деятельность и попросту и смиренно пойти в "приживальщики" к М.М. Стасюлевичу, Спасовичу, Градовскому, Пыпину...
- Вот, мы же и говорили, Федор Михайлович, что все дело - в Западе, а Россия - пустое место. А вы нервничали; оскорбляли нас за эту прозаическую истину. Проза всегда сильнее стихов... Вы стишки очень любите, и это вредно, а главное - затемняет истину.
И Шиллер-Достоевский-Крафт выкрикнули:
- Нет, лучше пулю в висок... Лучше мозги пусть по стенам разбрызгаются, чем эта смердяковщина...»